Койра – собака, кази – кошка. Дети учили карельский немножко

Автор: admin Опубликовано: 06.03.2013 Рубрика: Карельская страница

Одним из главных направлений работы национально-культурной автономии тверских карел является сохранение родного языка. Это очень важно, ведь  не зря говорят, что, пока жив язык, жив народ, на нем говорящий. Но, к сожалению, сегодня ситуация складывается так, что хорошо владеют карельским языком и свобод- но на нем гово-   рят в основном представители старшего поколения, то есть наши бабушки и дедушки. Люди среднего возраста язык тоже знают, но разговаривают на нем мало. Молодежь же, в лучшем случае, только понимает, но говорит по-карельски  очень редко. А вот наши дети карельского языка уже не знают и не понимают вовсе. Как же сделать так, чтобы изменить ситуацию и заинтересовать детей  его изучением? Ответ на этот вопрос пытаются найти члены районного комитета НКА тверских карел. Так, в плане его работы на этот год появился пункт: урок родного языка в Рамешковской средней школе.  Ответственными за его проведение были назначены Н.П.Титанова и А.Н.Прокофьева. Под их руководством женщины  поселка – активистки карельского движения – взялись за подготовку мероприятия,  которое  состоялось 15 февраля.

Его участники, а среди них были дети из начальных классов, среднего звена и старшеклассники – всего 18 человек, сначала чуть стесняясь, а потом с удовольствием ели карельские пироги,  пили чай с брусничным и смородиновым  вареньем, печеньем и конфетами. Тарелки с пирогами опустели быстро, карельская выпечка оказалась вкусной и понравилась всем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открыла урок родного языка Н.П.Титанова. Надежда Павловна тепло поприветствовала учащихся, рассказала о цели проведения мероприятия, а она проста: дать возможность детям узнать некоторые страницы истории карельского народа, проживающего на территории многих районов области, в том числе и нашего, услышать  карельский язык в стихах, песнях, в живом общении, попытаться научиться считать по-карельски и произносить отдельные слова.

По традиции любое карельское мероприятие, в том числе и урок родного языка, начинается с карельского гимна, который исполнили организаторы  встречи. Председатель районного комитета НКА тверских карел Н.А.Куллина коротко рассказала ребятам об истории народа. В частности, она отметила, что карелы живут на тверской земле более четырехсот лет, что через века они смогли сохранить свою культуру, традиции, обычаи и, конечно, свой язык. К сожалению, численность карел в области с годами становится все меньше и меньше. Если в начале прошлого века их насчитывалось более 140 тысяч, то в настоящее время осталось немногим более 7 тысяч. В нашем районе, по данным последней переписи, проживают всего 903 карела, это те, кто посчитал обязательным для себя  указать свою национальность. Конечно, эта цифра не отражает действительного положения  количественного состава карел, их в районе гораздо больше, но, тем не менее, факт сам по себе очень тревожный.

Н.В.Антонова очень выразительно прочитала несколько стихотворений на карельском языке. Он очень красив и мелодичен, дети смогли это почувствовать. Но, без знания  языка, ребятам, конечно, сложно было понять, о чем идет речь. Поэтому им тут же был предложен и перевод на русский язык.

Затем А.И.Игнатьева,         А.Н.Прокофьева и Г.М.Платонова продемонстрировали диалог «Знакомство». Простые предложения звучали и  на карельском языке, и в переводе на русский. Также отгадывали дети и предложенные им загадки.

Интересной стала для ребят игра «Самый длинный поезд». Были созданы три команды. В одной  узнали названия  домашних животных, в другой – диких животных, в третьей – птиц. Каждое животное и птица назывались по-карельски и по-русски. Было видно, что дети с интересом узнавали, что заяц по-карельски – янис, собака – койра, кошка – кази, корова – лехмя, брони – ворона и так далее. Пусть все названия животных и птиц они не запомнили, но некоторые точно будут помнить долго.

Также в форме игры ребята учились считать по-карельски до десяти. Сначала это  им казалось  сложно, но потом они все увереннее и увереннее называли свою цифру счета. Думается, что проведи один-два таких занятия – и до десяти сможет считать каждый ученик.

Урок родного карельского языка был первым в Рамешковской средней школе, но хочется надеяться, что не последним. На него пришли  те ученики, кто имеет среди своих родных карел, кому интересна история этого народа, его язык. Возможно, у кого-то появилось желание начать его изучать. Члены районного комитета НКА будут рады помочь каждому ребенку, тем более что карельская литература: буквари, книги для чтения, словари – есть во многих библиотеках района. Ну и конечно, вновь обращаемся ко всем взрослым: учите карельскому языку своих детей. Нельзя допустить, чтобы язык наших предков был утрачен, чтобы о карелах области когда-нибудь стали говорить в прошедшем времени.

Остается поблагодарить организаторов этого важного мероприятия: Н.П.Титанову, А.Н.Прокофьеву, Г.М.Платонову, Н.В.Антонову, А.И.Игнатьеву, В.С.Ефимову, Т.А.Баринову, Н.Н.Ануфриеву. Спасибо вам, дорогие женщины, за активную жизненную позицию, неравнодушие и любовь к родному  языку, истории своего народа.

Н.КУЛЛИНА

Вы можете следить за комментариями к этой публикации через RSS 2.0 Вы можете оставить отзыв, или трекбек.

Подробная карта Шахты со спутника онлайн

Ваш отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *