ДУША МОЯ, НЕИЗВЕДАННАЯ, КАКАЯ ТЫ?

Мы часто слышим выражения: «с открытой душой» (искренне), «душа разрывается» (глубокая скорбь), «кривить душой» (обманывать), «душа болит» (тревога, страдание), «душевный человек» (доброжелательный), «бездушный человек» (жестокий, желающий зла)… Где же она – наша душа? Какая она? Кто ее видел? Но ведь ни один человек не может сказать, что он видел свой ум, любовь, доброту, искренность или глупость, ненависть, зло, лживость. Все эти невидимые проявления мы можем только ощущать.

Как известно, окружающий материальный мир мы познаем пятью органами чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. Каким же органом мы сможем познать чувства гнева или кротости, зависти или великодушия, страха или мужества? Конечно же, душой! Той самой, которую никто не видел, но все уверены – она есть! Это главная часть человека, которая его оживляет, недаром говорят: «душа рассталась с телом» (в час смерти).

Православный катехизис утверждает: человек состоит из невещественной и разумной души и вещественного тела. По учению святых отцов душа есть существо невещественное, простое. Душу нельзя увидеть, осязать, ощущать никакими телесными чувствами – она есть духовное естество, бестелесная сила.

Душа – существо свободное. Святые отцы и учителя Церкви доказывали свободу души человеческой тем, что мы имеем сознание о своей свободе, что свобода есть неотъемлемое свойство существа разумного и отличает человека от низших животных, что только свободным повиновением и служением мы можем благоугождать Богу, а без свободы нет ни религии, ни нравственности, ни заслуги.

Как дух, душа человека бессмертна. Она имеет свою разумную духовную жизнь, которую можно четко отличить от жизни тела. Поэтому душа, как дух, при распадении тела не распадается вместе с ним, а остается бессмертной.

Св. Иоанн Дамаскин: «Душа соединяется с телом вся со всем, а не часть с частью, и не содержится им, а его содержит, как огонь железо, и, пребывая в нем, производит свойственные ей действия».

Св. Григорий Нисский: «Несмотря на свою невидимость, душа является существом, совершенно отличным от тела, действующим в нем и через него и посредством его органов наблюдающим и познающим. Этот мысленный процесс, совершающийся внутренне, свидетельствует о существовании в теле силы высшей, духовной».

Дух содержит чувство Божества – совесть и ничем неудовлетворимость. Он есть та сила, которая получена человеком при сотворении. Душа назначена на ведение дел земной жизни, но возвышена сочетанием с нею духа. Духовность – преобладание духа, может и должна быть господствующим состоянием человека, потому что духовность – норма человеческой жизни, и только тогда он стоит в уровне с человеческим достоинством.

Все действия, или вернее движения (силы) души, столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: разум, чувства и воля.

Органом тела, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Ум (разум) есть владычествующее начало в человеке. Через ум человек не только познает себя и окружающий мир, но и управляет собою и своим телом; через ум он управляет и предметами видимого мира, и царствует над одушевленными тварями; он не ступит ни шагу без цели, без ума, потому и Бога представляет не иначе, как величайшим Умом, все создавшим с мудрыми целями, и в самом деле постигает многие цели и намерения Творца в Его созданиях. Невидимый ум проявляется в слове. В слове выявляется ум человека, его мировоззрение, образованность.

Сердце (чувства), согласно библейской и святоотеческой традиции – это центр всех сил души. Ум есть одно из душевных чувств, а сердце держит в своей власти все внутренние чувства. Оно есть корень. И если корень свят, то и ветви святы, т.е. если сердце доведено до чистоты, то ясно, что очищаются и все чувства.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (в миру хирург, ученый, по учебникам которого до нынешнего времени учатся в медицинских академиях) в своей книге «ДУХ, ДУША и ТЕЛО» четко и ясно определяет: «Наше сердце «страдает», «тоскует», «болит» и «радуется», «чувствует» сердце – орган чувств, тонкий и универсальный. Главное чувствование сердца – ощущение присутствия Бога во всем. В сердце нашем все желания, ум и все помыслы душевные. При добром и благодатном устроении души в сердце ощущается тихая радость, глубокий покой и теплота. И напротив, воздействие на сердце духа злобы рождает в нем смутную тревогу, холод и безотчетное безпокойство» (вариант православного написания слова).

Зная свойства нашей души, познавая свою неизведанную душу, мы можем, с помощью Божией, менять ее свойства к лучшему, направлять ее к добру, воспитывать себя, заставлять свою душу трудиться постоянно, проявлять волю. Так и говорит поэт ХХ века Николай Заболоцкий в стихотворении, которое мы помним еще из школьной программы:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она – рабыня и царица,

Она – работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Л. ВАЛЕНТИНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *