Год литературы. Л.Н. Толстой о дружбе и доброте

Когда мы выпускались из 4 класса, учитель нам дал список произведений, которые мы должны прочитать летом. Особенно мне понравился рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». В 5 классе на уроках литературы мы проанализировали поступки героев этого произведения. В «Кавказском пленнике» Толстой рассказывает о войне на Кавказе,  двух русских офицерах – Жилине и Костылине. Они оба попали в плен. Жилин добрый, смелый и умный. Когда его поймали татары и заставили писать письмо о выкупе, он долго торговался. Жилин знал, что его старой маме неоткуда взять денег. А когда начал подписывать письмо, то написал не тот адрес, чтобы письмо не дошло. Он сразу сумел завоевать уважение татар тем, что начал торговаться за свою жизнь. В итоге его хозяин согласился на выкуп в 500 руб. Костылин же  сразу написал письмо о выкупе в 5000 руб. Жилин надеялся только на себя и  в плену  постоянно думал о побеге. Он не мог сидеть без дела,  ремонтировал разные вещи и показывал себя мастером на все руки. Жилин сделал хозяйской дочери Дине куклы, починил Абдулл-Мурату часы. Этот герой помогал всем татарам, не считал их врагами. Он привязался к Дине, а она потом помогла ему сбежать. Костылин  – трусливый человек. Он не держал  слово офицера. Когда Жилин и Костылин решили ехать вперёд обоза, у Костылина было ружьё. Но он испугался татар и бросил своего товарища.  Это его не спасло, он тоже попал в плен. Костылин – слабый человек, он ждал помощи от матери, постоянно писал письма с просьбой о выкупе. Костылин не умеет выживать. В татарском плену он нечего не делал, не общался с местными жителями .Он только ждал,  когда за него дадут выкуп.

Когда Жилин решил бежать в первый раз, он взял Костылина. Но Костылин был слабым. Сначала ему было тяжело идти в сапогах. Когда он их снял,  ему стало ещё  тяжелее. Из-за Костылина пленников поймали, потому что он не мог терпеть боль. Когда Жилин взвалил себе на спину Костылина, он вскрикнул. Татары услышали и взяли их. Жилин в тот момент поступил как порядочный человек, он простил товарища за предательство  и помогал ему. Во второй  раз Жилин побежал один. Он знал, что надеяться на выкуп нельзя,  Костылин же остался. Его за указанную сумму освободили из плена, и он еле живой вернулся к своим.

Мне было интересно узнать о событиях и героях рассказа. Ещё я понял, что есть общечеловеческие ценности, которые для всех народов одинаковы . Все уважают людей труда, ценят доброту, дружбу, восхищаются чувством собственного достоинства.

Стас Жучков, ученик МОУ «Кушалинская СОШ»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *