Дыхание весны
Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки такой постичь! (Г. Гессе)
Поэзия, музыка, изобразительное искусство – это мир чувств. Об одном явлении, например, весне, можно рассказать по-разному: художник пишет свежесть и великолепие весны красками, поэт пользуется выразительными средствами языка, композитор передаёт весеннее настроение человека звуками. И эти картинки, как мозаика, складываются в большую и яркую картину жизни природы, где можно увидеть не просто весну, а весну света, весну воды, весну первой зелени, весну человека! Нельзя не согласиться с высказыванием Вольтера: «Живопись – это немая поэзия, а поэзия – говорящая живопись».
Под трогательную музыкальную композицию Грига «Утро» начался фестиваль юных чтецов «Дыхание весны» в Кушалинской средней школе.
Замечательные картины художников благодаря поэтам обрели голос.
На картине М.В.Нестерова «Весна Красна» пастушок и молодая крестьянка песней встречают весну. И на нашей школьной сцене первоклассники в русской народной одежде кликают гостью:
Весна! Весна красна! Тёпло солнышко!
Приди скорей, согрей детей!
Приди к нам с радостью! С великой милостью!
С льном высоким! С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
И вот она, долгожданная, нежная, светлая, появляется перед нами с песней. Весна, первоклассница Анечка Штоппель, радует ещё и танцем.
Задорные, эмоциональные стихи прочитала Татьяна Шапкина, которые помогли зрителям по-новому взглянуть на картину К.Ф. Юона «Весенний солнечный день», внимательно рассмотреть произведение искусства и полюбить его.
Картина И.И.Левитана «Март» знакома каждому с детства. Но благодаря поэтессе Элле Гоник теперь любой школьник сможет описать все фрагменты знаменитого полотна.
А вот мы уже видим рыхлый снег, прозрачные дали, слышим звон капели, шорох ветвей березы, шелест весеннего ветра и, конечно, крик грачей:
Чувствуем дыхание весны,
Ведь грачи недаром прилетели.
Художник А.К.Саврасов и поэт В.Плотников помогают увидеть поэзию природы в её простом и повседневном облике.
Нежность весеннего пейзажа, сияние апреля дарит нам акварель художника П.Антипенко. Тонко, трогательно, лирично передаёт настроение картины старшеклассник Максим Кулагин.
Юный артист Дмитрий Юхарев, ученик третьего класса, рассказал в стихах целую историю о встрече весны и лесных жителей. А помогла ему иллюстрация Е.Воробьёвой.
Видим, как поэтично художник С.Ю.Жуковский изобразил весенний ручей. Слышим, как зримо описал это явление поэт:
Березок летучих бегут балерины,
И сцена ручья дарит им отраженья,
И в черной воде дивных зеркал старинных —
Сказания дрожь и безбрежность круженья.
Приятной неожиданностью для всех стало появление на сцене учителя Марины Николаевны Кочневой .
Венецианов Алексей
Натуре верен был своей,
Он написал шедевр «Весна»,
Что «повествует» нам она?
И шестиклассник Александр Васильев, словно экскурсовод, подробно описывает знаменитую картину «На пашне. Весна».
Дарья Васина, Магомед Сулиманов, Юлия Михайлова, Разият Бахмудова, Наталья Корзина, Анастасия Гемберова, Михаил Петухов читали стихотворения о радостном пробуждении весны.
Весна дарит нам обновленье и помогает ощутить единение человека с природой. Но как часто не хватает слов, чтобы выразить свои чувства! Тогда вспомните строки И.Бунина:
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
И пусть школьники не станут в будущем великими поэтами или художниками, но уже сегодня на уроках и праздниках они стараются быть вдумчивыми читателями, слушателями и зрителями. Поэзия и живопись пробуждают в детях лучшие чувства, что делает человека добрее, богаче, а значит, счастливее.
О. Шлемко