«Люблю я тихий говор родников…»

Таисия Николаевна Кременецкая – живая легенда Рамешковского муниципального округа, да, пожалуй, не только округа, а всей Тверской области. Без всякого преувеличения, ее жизнь – настоящий подвиг, в основу которого положен беззаветный труд по сохранению исторического наследия нашей страны. Это наследие она сохраняет историко-краеведческими изысканиями, деятельностью по созданию музея карельской деревни, публикациями своих трудов, встречами с краеведами нашего округа и соседних районов. Однако есть ещё одна – поэтическая сторона её глубочайшего патриотизма, отразившаяся в строчках созданных ею стихотворений, посвященных основе основ нашей жизни – деревне.

Именно жизнь в деревне стала для неё основой бытия, хотя Таисия Николаевна родилась в Москве (в 1937 году), а по окончании в 1961 году географического факультета МГУ работала в геологических экспедициях, училась в аспирантуре. Защитила кандидатскую диссертацию, после чего 13 лет проработала в институте горно-химического сырья в г. Люберцы.
1986 год стал особенным в её жизни: Т.Н.Кременецкая переехала в Рамешковский район, с которым тесно связала свою дальнейшую жизнь. С 1986 года и по сегодняшний день она активно занимается краеведением.
Таисия Николаевна инициатор проекта «Памятник карельской деревне». Ею написаны и изданы следующие книги: в 2000 году книга «В Тверском углу», посвященная истории сел и деревень Никольского сельского округа; в 2006 году – «У Старорусского большака», посвященная судьбе осташковских князей Шаховских в послереволюционные годы; в 2010 году – «Тверская Атлантида (Размышления над руинами)» о судьбах дворян и крестьян Тверской губернии, начиная с революции 1917 года, и другие.
Уверены, что с этими фундаментальными трудами многие читатели районки знакомы. А потому сегодня хочется представить нашу героиню с особой стороны – как создателя глубоких, проникновенных стихов. Мы сознательно избегаем слова «поэт», поскольку Таисия Николаевнатаковым себя не считает и скромно называет себя лишь их автором. «Творению стиха, – пишет она, – автор нигде не учился; поначалу простые рифмы, их чередования и тональности осваивал отчасти по наитию, отчасти по подражанию». Своё поэтическое творчество она приравнивает к народному, как частушка, песня, прибаутка. Конечно, народные мотивы и душа народа действительно живут в стихах Т.Н.Кременецкой, однако четкая авторская позиция по отношению к тем процессам и событиям, которые переживает деревня, глубокая любовь к сельскому жителю, понимание значимости его труда и нравственных основ жизни делает стихи яркими поэтическими произведениями.
Отчего не живётся в Москве
Мне в бетонной моей квартире?
Устремляюсь в скудость тверских полей,
К деревенской своей я лире?
Отчего не мила мне пыль,
Яркость, шум городских базаров?
На беспылье деревни и тишину
Я Москву отдаю задаром.
Отвратителен мне Вавилон
С его шумом и похотей смрадом,
С деревенской в сравнении чистотой

Вавилон мне кажется адом.

Жестковата деревни постель,
Трудоёмок её суглинок,
Но мила мне красок её пастель,
Деревенская радость поминок.
Здесь не плачут, не рвут волос,
Когда труженик в гроб ложится:
Плачем можно ведь помешать
На желанный покой устремиться.
С песней веры, надежды, любви
Его к Господу провожают,
С придорожной щепоткой земли
В дом Творца его снаряжают.
Отработал раб Божий своё,
Отпахал он свои наделы,
Потом полил жнивьё, польё,
Теперь к Господу, в Божьи уделы.
Русская печка
Ты сон и тепло, пироги и уют,
Старинная русская печка.
Больному и старому тихий закут,
Ты милость, как Господу свечка.
В годины несчастий, разора и смут
Старух и детей согревала,
В крестьянской семье милосердья приют:
Голодным обед подавала.
Сушила и мыла, и в зимнюю ночь
Волчицей в трубе завывала,
А раннею зорькой крестьянскую дочь
Ты жаром углей обдавала…
Рассказы старух, перехожих калик
Впитала в себя её глина.
Поклон тебе, печка, ты прошлого лик
И старого быта былина.
* * *
Подари нам, Всевышний, весну,
Утомили снега и слякоть.
Согрешавшего сердца вину
Помоги покаяньем оплакать.
Ты согрей нас, Всевышний, теплом,
Жарким солнцем снега растопи,
Светоносным порадуй окном,
К очищению нас приведи.
Отпусти к нам, Господь, облака,
Правду Божью над нами пролей,
Чтобы истина стала близка
И молитва была горячей.
(2000 г., время Великого поста).

Ильинские родники
Люблю я тихий говор родников,
В лощине струйкой бьющих из обрыва.
Поили многих: поколения веков,
Не ведающих стресса и надрыва.
Их сень – кудрявая ольха,
Подножие – корней сплетенье.
Ведёт к источникам тем торная тропа
По берегу ручья теченья.

Деревня рядом – над ручьём,
В лощине – баньки-развалюхи.
Строитель первый уловил чутьём:
Для самоваров за водой пойдут старухи…
В деревне и часовенка стояла,
Илье-пророку воздавая дань.
В Крещенье старый батюшка, бывало,
Народ водил с крестом на Иордань.
Крещенскую водицу ту и пили,
Дома, хлева кропили и поля.
И стар и млад Христа любили,
Молчали, плакали любя…

Осеннее
Полыхают кострами клёны,
Позолочены пряди берез,
Поднялись туманы на склоны,
Налился синевою плёс.
На пруду мозаикой листья,
Карасей потянуло на сон,
Перестали играть при устье
Окунь, лещ и усатый сом.
Паутина развесила росы,
Листопадный повсюду урон,

Дни короче, а ночи длиннее,
И за окнами холод и стынь;
Благодарное время для лени:
Растянуться у печки, теплынь!
Самоварчик поставить овальный,
Помянувши усопших родных,

Чистые очи твои
Милая моя Родина,
Звонами родников
Ты напояла людей своих,
Святостью многих веков.
Но не виним тебя, бедную,
Что заплывали они
Грязию, мусором, скверною
Чистые очи твои.
Зельем – свободой греховною,
Нас опоили враги.
Массой бездомной, безродною
От родников отошли.
Но мы вернёмся, родимая,
К святости веры, любви:
Заголубеют под сенями
Чистые очи твои.
Материал подготовила Т.БАБАНИНА
Обратиться к Тебе, Всехвальному,
С благодарностью за живых.
На ветру развеваются косы
Поредевших березовых крон.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *