Ольгины рассветы
Чтобы запечатлеть рассвет или закат на холсте, необходимо их сначала увидеть и прочувствовать самому. Из окна городской квартиры сделать это практически невозможно. То ли дело в деревне, где каждый рассвет и закат не похожи друг на друга, где краски природы имеют не просто оттенки, но и рождают разные эмоции и настроения.
Ольга Валерьевна Шпанькова может рассказать о многих явлениях природы, о растительном и животном мире, о сельской жизни. Одиннадцать лет назад они с мужем Никитой сделали решительный, но не опрометчивый шаг: оставили квартиру в Москве и купили домик в деревне Агафониха сельского поселения Высоково. Только здесь художник сделал первый глубокий вздох и расправил крылья для полета.
Если, уважаемые читатели, вы думаете, что у этой женщины все безоблачно и просто, сразу отвечу, что вы заблуждаетесь. Ольга шла к деревне давно, сначала нерешительными шагами. Она родилась и выросла в городе Химки. Получила образование: сначала в театрально-художественном училище (художник по гриму), а потом в ГИТИСе (художник-сценограф). Ольга успела поработать на киностудии Мосфильма гримером, пробовала себя стилистом, в детском театре – художником. На её счету три спектакля. От оформления сцены зависит целостное восприятие художественного замысла режиссера. Художник работает в команде с мастерами цеха декораций, до них нужно донести свою идею, чтобы они прониклись замыслом и раскрыли его, используя технические средства. Получается сложная цепочка: сценарист – режиссер – художник-оформитель –актеры – зрители. Чтобы последние ушли из театра вдохновленными, необходим большой труд, творчество, энергия и мастерство всех остальных. Разве не интересно работать в таком коллективе, осознавать значимость своего дела, видеть воплощение идей И радоваться пользе своего труда? Отвечая на мои вопросы, Ольга улыбается и в такт кивает головой. А потом спокойно говорит: «Все это постепенно превращается в ремесло, где место творчеству и полету мысли не остается. Вдохновение потихонечку пятится, прячется, а потом тебя покидает. Конечно, с этим жить можно. Через несколько лет ты осознаешь, что один день похож на другой, ничего не меняется. Ты крутишься: работа – дом – работа. Пытаешься вспомнить вчерашний, позавчерашний дни и с ужасом понимаешь: они неразличимы, сплелись в один длинный-длинный серый день. Радостей на этом фоне найти практически невозможно. Отдыхаешь только на природе. Мы поняли: надо что-то менять».
Но, оказывается, только понять – условие недостаточное, необходимо начать действовать и меняться самому. Творческий человек не может быть ограничен в каких-то рамках, художник – особенно. Ольге всегда нравилась жизнь в деревне. Она её запомнила с детства, с тех пор, когда отдыхала у бабушки в Подмосковье. Её совсем не смущало отсутствие удобств, соседей по лестничной площадке. Она не боялась потерять маленькую площадь в городе, чтобы иметь неограниченные пространства в деревне.
Мысль материальна. Как только супруги решили, что хотят иметь домик в глубинке, через неделю знакомая предложила поехать к ним на дачу в Рамешковский район. Маленький домик в Агафонихе приглянулся. Не стали откладывать решение. В 2002 году переехали на рамешковскую землю. Сыну Степану тогда было три года. Сразу отпал вопросы детского сада, постоянных нервов взрослых и частых болезней ребенка. Новая жизнь уравновешивалась и приходила в норму. Потом родилась Вероника, а двое детей – это уже двойная нагрузка. Дети, дом, летом огород – все это закрутило Ольгу и отодвинуло творчество.
Одиннадцать лет, согласитесь, это – показатель хороший. В молодые годы оставить перспективную работу, благоустроенную квартиру, налаженную столичную жизнь и уехать в глубинку, туда, где зимой всего жилых два дома… Немногие способны на такой поступок.
Ольга улыбается. Рассказывает о том, как по дороге в школу или обратно они с детьми слушают птиц, как не спеша идут и разговаривают, обсуждают прожитый в школе день. Время от остановки до дома тратят не больше, чем в Москве, с той лишь разницей, что в столице они должны ехать в душном, набитом людьми метро. А здесь – одни на дороге, дышат свежим воздухом, а зимой и вовсе идут на лыжах.
Конечно, меня интересовал вопрос о том, довольны ли они качеством образования детей, полученного не в городской школе. На это Ольга ответила: «Нам очень нравится Рамешковская школа, педагоги дают хорошие знания. Все честно выполняют свою работу. Здесь совсем другое отношение к детям: добрее, порядочнее. А учителя начальных классов, как мамы, заботятся о каждом ребенке». Так получилось, что у Степы и Вероники первая учительница – Т.В. Кузнецова. Много добрых слов я услышала в адрес Таисии Викторовны.
Ольга сказала, что заниматься спортом, музыкой и посещать художественные кружки вполне можно в районном центре, уровень знаний, умений и навыков очень достойный. С той разницей, что в Москве надо за это платить большие деньги, а здесь – бесплатно.
Прошло время, дети подросли. Ольга может позволить себе заняться тем, чем давно хотела, тем, к чему давно рвется её душа – живописью. Пока у неё немного картин, зато много планов, идей и мечтаний.
Два года на общественных началах О.В. Шпанькова работает в Высоковском Доме культуры. Она уже сумела воплотить некоторые свои замыслы. Хочется верить, что это только первые шаги. Мы обязательно познакомимся с творчеством Ольги Валерьевны. Пусть не сейчас, может, через некоторое время.
Ольга, её супруг Никита Станиславович и дети – христиане, посещают храм в селе Никольское. Тихая, мирная сельская жизнь их радует. А мы порадуемся за них. Каждый выбирает не только по себе, но и для себя: то, что для него важно и необходимо.
Н.СУСЛОВА.