Акция «Здравствуйте» Здесь родина наших детей

По сведениям переписи населения 2010 года в Рамешковском районе проживают преимущественно русские, следующими по численности идут карелы, на третьем месте – таджики.   Сегодня их в районе более полутысячи человек.

Дружная таджикская семья – Умед Абдулаевич Жогараков и Бибимоира Давлатбековна Устоева – живут в поселке Рамешки  уже три года. Они россияне, граждане Российской Федерации. В семье трое детей.  Старшему сыну Муслиму  шесть лет, он  и  трехлетняя доченька Ойша ходят  в детский сад «Светлячок». Младшему сыну Расулу полтора года, и он вместе с мамой дома. Папа Умед работает тренером-педагогом в  рамешковской  детской спортивной школе.

Умед Абдулаевич –мастер спорта СССР  и республики Таджикистан по борьбе самбо. В 1997 году он выполнил норматив и подтвердил свои достижения,  став мастером спорта Российской Федерации. С 1992 года он живет в России. Родом он из Горно-Бадахшанского автономного округа Таджикистана, жил в селе,  у его родителей девять детей, он самый старший. С детства  Умед занимался спортом. Закончил в Душанбе специализированную школу  Олимпийского резерва по борьбе. Поступил в Душанбинский институт физкультуре. Доучиться не дала война. В годы гражданской войны 1990-х из Таджикистана выехало более 300 000 человек, это и русскоязычное население, и таджики. Кем только не приходилось работать Умеду: он был  и подсобным рабочим, и строителем, и продавцом на рынке, и сам владел ларьком «Овощи-фрукты». Но душа  его всегда стремилась к спорту, к борьбе.  В составе сборной Тверской области он участвовал в соревнованиях Центрального федерального округа, межрегиональных состязаниях европейской части России.

Позиция Умеда Абдулаевича такова: «Как складывается  жизнь вдали от родины зависит от самого себя. 70 лет мы жили в одном государстве –  СССР. Но сейчас Россия  другая страна, это надо помнить. В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Нужно учить русский язык, жить по тем законам, по которым живут местные люди, дружить с ними, быть добрым соседом и приятелем. Я и сам так живу, и детей учу». Умед хорошо говорит по-русски –  правильно, с небольшим акцентом. Я говорю ему об этом. Он в ответ улыбается: «В советской школе нас хорошо учили русскому языку, дома стараемся тоже говорить на русском, чтобы детям было легче жить. Они в детском саду общаются  только по-русски. Жене Бибимоире сложнее, она в основном дома с детьми, общается или с ними, или с земляками. На русском говорить стесняется. Но старается и учит язык».

Бибимогера тоже из многодетной семьи, что неудивительно, таджикская семья традиционно велика, пять-семь детей  – норма. Она окончила педагогический колледж, работала учителем таджикского языка и литературы в школе. Они поженились в 2007 году. Умеду обратить внимание на эту девушку посоветовал отец. В Таджикистане именно родители сына занимаются поиском и выбором невесты. Но это не значит, что молодые люди вступают в брак против своей воли. Когда родители останавливают свой выбор на какой-либо кандидатуре в невесты, они сообщают об этом сыну и спрашивают  его согласия на знакомство с девушкой. Но бывает и так, что юноша сам предлагает  родителям девушку, на которой хотел бы жениться, и на семейном совете обсуждается его вариант.

Таджикская свадьба, в отличие от русской, – это праздник не для невесты и жениха. Они на свадьбе молчат, не пьют, не едят, почти не улыбаются, только гостям кланяются. Зато гости и танцуют, и веселятся, и пируют. Свадьба в Таджикистане славится своей пышностью и размахом, это целый комплекс обычаев, ритуалов и обрядов. Свадьба Умеда и Бибимоиры была больше европейской, но обязательные обряды соблюдались неукоснительно.

По традиции женщина после свадьбы оставляет за собой девичью фамилию, но все дети в семьи носят фамилию отца семейства.

Открытую одежду никто из таджиков не носит. Даже мужчины в любую жару всегда одеты в  рубашки с рукавами и брюки. Шорты никто не надевает, даже дома. Детям так можно ходить лет до 12, у старших должно быть все закрыто. Женщины под длинным широким платьем носят штанишки, чтобы щиколотки не выглядывали. На голову мужчины  надевают традиционные тюбетейки, женщины – платок.

Таджики очень гостеприимный народ. Гость для них – это всегда большая радость. Любой хозяин считает своим долгом вкусно угостить гостя. Сидят таджики на полу, застеленном красивыми коврами и матрасами, набитыми ватой или хлопком, которые называются курпачами. По правилам нельзя сидеть с вытянутыми вперед или в сторону ногами. Лежать тоже неприлично. На пол стелют скатерть под названием «достархан». Перед застольем и после него обязательна молитва, благодарение и хвала Всевышнему. У таджиков обряд свой, отличный от других мусульман.

Готовят плов, манты, любят выпечку и сладости. Пьют традиционный зеленый чай, как принято, из пиалы. Широко применяются специи: красный перец, зира, барбарис, анис, шафран. Зелень: кинзу, укроп, петрушку, мяту, зеленый лук, щавель– в измельченном виде добавляют к салатам, первым и вторым блюдам. Традиционный таджикский хлеб – это лепешки.

Умед Абдулаевич в Рамешках работает тренером по дзюдо. Более 30 мальчишек  от семи  до тринадцати лет спешат в спортзал после уроков, чтоб научиться приемам этой борьбы. «Моя задача – сделать мальчишек сильнее,  подружить их с физкультурой. Не все станут чемпионами-медалистами, но защитить себя, свою семью, свою родину смогут!» – говорит У.А. Жогораков. За три года многие юные борцы добились  неплохих результатов.

Семья снимает трехкомнатную квартиру. Большая часть зарплаты уходит на ее оплату. Есть у Жогараковых мечта: купить свое жилье. Получили сертификат на материнский капитал. Умед готов продать свою машину, работать с утра до позднего вечера, для того, чтоб заиметь собственную квартиру. Он очень целеустремленный человек, думаю, что  все у них получится.

– Там, дома, у нас очень хорошо. Там тепло, растут абрикосы, миндаль, хурма, виноград, грецкие орехи, – вспоминает Умед, – природа красивая. Горы. Гонит нас в Россию безработица, бедность, и вполне понятное стремление к лучшей доле для себя и своих детей. Мы храним традиции и язык своего народа, празднуем таджикские праздники: Курбан-байрам, Ураза-байрам, Новруз. Но и общие праздники у нас есть – Новый год, День Победы, 8 Марта.  Свое будущее мы связываем с Россией, нашей второй родиной и родиной наших детей.

Н.ОСИПОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *