За чистоту языка

Русский язык богат и точен, способен выразить различные мысли  и чувства. На нем написаны общепризнанные шедевры мировой литературы, принадлежащие перу Пушкина, Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова. Многие иностранцы изучают наш русский язык только лишь для того, чтобы читать русскую классику в оригинале.

Но в последнее время можно наблюдать, как засоряется язык, окружающих шокирует употребление некоторыми носителями языка нецензурной лексики. В повседневной жизни можно увидеть такую картину, как молодые мамочки, гуляя со своим малышом, держат в одной руке ручку коляски,  в другой – телефон и, не стесняясь в выражениях, беседует с кем-то. Что ж говорить о подвыпившей компании молодых людей! Печально, но даже  многие школьники считают, что сквернословие есть символ взрослости. Но мало кто из ребят догадывается, что матерщина, как и хамство, – оружие неуверенных в себе людей, позволяющее им вскрыть собственную уязвимость.  Кроме того,  подростки стараются бранными словами задеть родителей, вывести из себя, чтобы подтвердить собственную эмоциональную независимость от них.

В нашей школе этой проблемой обеспокоенны не только педагоги, но и старшеклассники.  Обучающиеся 11 класса в  сочинениях выразили свое отношение к этому негативному явлению.

В 8 классе был проведен урок «За чистоту языка». Ребятам было предложено причитать отрывок из стихотворения А.А. Ахматовой «Мужество», написанный в 1942 году, когда остро стояла проблема независимости нашего народа от оккупантов:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Эти строчки звучат как клятва старшего поколения, данная потомкам. Рассуждая, ребята приходят к выводу, что свободным язык сохранился. Но остался ли он чистым? Восьмиклассники откровенно говорят, что завет этот не выполняется. Далее беседуем о великой силе слова, о молитве, которая и исцеляет, и дает силу жить, преодолевать жизненные трудности. В подтверждение рассуждений вспоминаем и читаем стихотворение М.Ю. Лермонтова « Молитва», в котором поэт показал благодатное влияние божественных слов на человека:

С души как бремя скатится,

Сомнения далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

Но если одни слова лечат души, другие несут разрушительные действия.
Подготовленные ученики – Кочнева Ольга и Орлов Денис – выступили со своими сообщениями и ознакомили одноклассников с опытами ученых. Растения, которые  «поливают» матными словами,  погибают или становятся генетическими уродами. А в генетическом аппарате человека вследствие воздействия брани происходят мутации   (изменения), которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.

Нецензурная речь вызывает в человеке злость. Восьмиклассники  вспомнили персонажа рассказа М.А. Шолохова  « Судьба человека» коменданта лагеря военнопленных Мюллера, который бил заключенных и, чтобы распалить себя, минут десять перед строем ругался матом. На руку он надевал кожаную перчатку и клал в нее свинцовую прокладку,  дабы не повредить пальцы.

Живой интерес у школьников вызвали исследования доктора биологических наук И.Б. Белявского, который семнадцать лет занимался вопросом влияния сквернословия на здоровье человека. Ученый и группа его сотрудников сумели доказать, что заядлые матерщинники живут намного меньше, чем те, кто не ругается матом. В клетках людей, любящих крепко выражаться, быстро наступают возрастные изменения, поэтому возникают различные заболевания. А самое страшное, что сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать. Отсюда и вывод: нельзя допускать распространение этого явления.

После того как у ребят не осталось сомнений о вреде сквернословия, коллективно сочиняем слоганы: «Мат – это яд», «Кто употребляет мат, не будет здоров и богат» и т.д. и рассматриваем плакаты, осуждающие это общественное явление.

Орлов Денис подготовил презентацию о вреде сквернословия и продемонстрировал ее перед ребятами. В заключение  восьмиклассникам была предложена небольшая творческая работа «О чем я задумался на уроке». Все восьмиклассники выразили осуждение нецензурной брани.

Семиклассники на внеклассном мероприятии «Сквернословие и здоровье» узнали не только историю возникновения сквернословия, но и познакомились с интересными исследованиями разных ученых. Несмотря на различные методы и приемы, светила науки однозначно утверждают пагубное влияние нецензурной брани на человека.

Дальнейшая работа над проблемой продолжилась на уроках изобразительного искусства. Ни для кого не секрет, что произведения разных жанров изобразительного творчества обладают огромной силой воздействия на чувства человека, заставляют задуматься, сделать определенные выводы, влияют на дальнейшее поведение и жизнь людей.  Творческая энергия   учеников была направлена  на выражение их отношения  к сквернословию.  Семиклассники нарисовали плакаты, сопровождающиеся  выразительными надписями:  «Скверный рот закрывайте на замок!», « Наша школа- территория без сквернословия!», «Следите за чистотой своей речи!»,  « Прививка от сквернословия – культура речи в семье!» и другие.

Восьмиклассники же создали коллективное панно «У того, кто сквернословит, некрасивое лицо». Для передачи замысла ребята использовали такие изобразительно- выразительные средства, как агрессивная мимика лица, нахмуренные брови, искривленный в злобе рот, серый нездоровый цвет кожи, глаза, полные ненависти ( а ведь, как известно всем, глаза – зеркало души!).

Учителя физкультуры напоминают школьникам о культуре речи во время участия  в спортивных играх.

После бесед  «Давайте говорить друг другу комплименты» и «Твоя речь – твоё здоровье» с обучающимися 1-6 классов появилась аллея доброты.  В коридорах школы «расцвели» деревья добрых  слов.

Наши воспитанники в результате своей деятельности почувствовали необходимость борьбы со сквернословием.

В дальнейшем мы планируем пригласить священнослужителя для беседы по этому вопросу, а так же провести родительское собрание.

 

Невская Татьяна Петровна, учитель русского языка и литературы                                                 МОУ «Кушалинская СОШ»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *