Великому ученому и просветителю
«Недели химии» в школе – это не только и не столько популярные лекции, занимательные беседы, игры, но и своеобразный праздник науки, в ходе которого мы популяризируем эту науку и привлекаем в ряды её любителей всё новые и новые силы. Я, например, провожу «Неделю химии» для всех обучающихся школы. Особенно стараюсь для малышей. Понимаю: это те, с кем мне работать в будущем.
В январе в МОУ «Киверичская СОШ» проходила «Неделя» химии», посвящённая великому русскому учёному – Михаилу Васильевичу Ломоносову. Мероприятия преследовали две цели: познакомить обучающихся с жизнью и деятельностью М.В.Ломоносова и способствовать развитию интереса к предмету «химия».
Для ребят были подготовлены разные мероприятия. Для младшеклассников – просмотр мультфильмов «Неизвестный Ломоносов», для четвероклассников – игровое занятие, пятиклассников ждала беседа о жизни и творчестве великого ученого. Ученики шестого класса могли поучаствовать в игре-викторине «А знаешь ли ты Ломоносова?», а седьмого – «Своя игра» («Гениальный Ломоносов»). Восьмиклассников ждала экскурсия в музей занимательных наук «Эксперименториум» города Твери, а старшеклассников – игра «В поисках «ночезрительной трубы».
Для всех учеников были объявлены конкурсы на лучшую презентацию о М.В. Ломоносове и на лучшую мозаичную работу. Школьникам среднего и старшего звена задолго до проведения недели было предложено самостоятельно познакомиться с жизнью и деятельностью Ломоносова, воспользовавшись услугами библиотек и сети Интернет.
Ученики младших классов смогли прикоснуться не только к жизни и деятельности великого учёного, но и к волшебству химической науки, поскольку каждое мероприятие для обучающихся 1-5 классов завершалось демонстрацией опытов.
Ребята из 6-7 классов показали свои знания о Ломоносове в ходе игр и викторин. А школьники с 8 по 11 класс, разделившись на две команды, искали «ночезрительную» трубу, преодолевая всевозможные препятствия в виде занимательных конкурсов.
Квест-игры популярны среди молодёжи. В нашем случае команды «Сера» и «Ртуть» искали спрятанный телескоп с помощью букв, полученных за выполнение конкурсных заданий. А их было десять, именно столько букв в слове «химкабинет», где и находился искомый предмет.
Конкурсные задания были составлены таким образом, чтобы обучающиеся погрузились в эпоху Ломоносова, прикоснулись к личности гениального учёного. «Вспоминая Ломоносова», отгадывали кроссворд, в шуточном конкурсе «Не квас» – определяли на вкус напитки цвета кваса. Решали задачи на закон сохранения массы веществ, составляли из пазлов картинку – репродукцию художника И.Фёдорова «Императрица Екатерина II у Ломоносова» и определяли периоды жизни учёного. Ребята приводили в соответствие латинские названия известных растений с их изображениями, отгадывали ребусы), играли в адаптированную под химию старинную студенческую игру «Стихии», расшифровывали знаменитое высказывание Ломоносова о химии и сочиняли оду Ломоносову.
Все участники игры быстро увлеклись её ходом. К выполнению заданий подходили дружно и творчески. Вот, например, какую оду сочинил капитан команды «Ртуть» Владимир Трешкин (10 кл.):
Бродяга бедный, Михаил
Ушёл в Москву за рыбаками.
Окно в науку отворил
И в химии людей ты просветил!
Ты вечен в наших думах!
Не достичь такого нашим умам.
Вечная память Ломоносову.
Слава о нём не подвластна годам!
Игра прошла на ура!. Анализируя её, ребята отметили, что все с пользой провели время, многое узнали о Ломоносове, научились работать в команде, получили массу положительных эмоций и хотели бы поиграть ещё.
Завершилась «Неделя химии» поездкой восьмиклассников на химическое шоу в Музей занимательных наук «Эксперименториум», в г.Тверь.
Итоги недели были подведены и объявлены на общешкольной линейке. Они следующие: ученики школы знают, кем был М.В.Ломоносов и какие открытия в области научных знаний ему принадлежат, химия – интереснейшая и увлекательнейшая наука, именно ее ученый считал своим главным делом.
В конкурсе на лучшую мозаичную работу победителем стала ученица Валерия Виноградова (4кл). Сергей Пелин (4 кл) и Константин Виноградов (2 кл) поделили между собой второе место, а бронзовыми призёрами стали Камилла Жильцова (2 кл) и Егор Пушкин Егор (3 кл). Девятиклассница Марина Забенькина с презентацией «Химия – моё главное дело» о М.В. Ломоносове приняла участие в региональном конкурсе презентаций «Мир химии – 2017».
Т.В.Кузьмина,
учитель химии МОУ «Киверичская СОШ»