Деревня Афатово и ее жители

 

Деревня Афатово сельского поселения Ильгощи располагается в пяти километрах от деревни Сутоки и на расстоянии 59 километров от Рамешек и на таком же от Твери. От трассы Тверь – Кашин влево от  деревни Кромново  два километра. Краевед А.Е. Серов предполагает, что название деревни по созвучию, может быть, произошло от имени или прозвища первопоселенца Офута. По Далю: «Охутить – спрятать, убрать, приберечь»; «охалить – прикинуться больным, хилым».В конце 19 века земли переданы за заслуги перед государством капитану первого ранга Семену Пояркову, затем часть унаследовал Василий Поярков. Крестьяне сеяли рожь, овес, ячмень, лен, сажали картофель.

Мария Ивановна Соколова родилась в 1926 году в деревне Афатово в семье крестьянина Кудряшова. У родителей Маши росло пять детей. Жили бедно, поэтому,  как только девочка подросла, стала подрабатывать нянькой. Сама еще была невелика,  а на нее оставляли троих детей. Как управлялась? Как все, тогда многие вместо занятий в школе сидели с чужими детьми.

Мария закончила лишь три класса, но полученные знания в школе долго  не были восстребованы, поэтому и буквы, и правила чтения она забыла, так и живет неграмотной до сих пор.

Вспоминала Мария Ивановна, как перед Пасхой она бегала по домам и помогала мыть избы. Платили за эту работу кринку молока. Для их большой семьи и это было в помощь.

Перед войной в деревне народа жило много. Каждая деревня – колхоз, здесь и свое правление, и председатель. Первого названия коллективного хозяйства героиня не помнит, а после объединения оно стало именоваться «Ильич».

До 1941 года экономика колхоза была неплохой. Зерна и денег хватало для расчета и с государством, и с колхозниками. Больше всего Марии Ивановне заполнились работы на льняных полях. Сажали его много, поэтому и трудились не покладая рук.

Молодежь успевала не только трудиться, в свободное время бегали в большой клуб, который стоял в их деревне. «Ты знаешь, как мы весело гуляли. Тогда не такой был народ: все – веселые, задорные и доброжелательные. Помогали друг другу. Помню, какие постановки делали жители нашей деревни. Так хорошо выступали!», – вспоминает М.И. Соколова.

«Раньше я была ловкая на все, теперь уже нет сил», – говорит Мария Ивановна, которой скоро исполнится девяносто один год. Она до сих пор сажает картошку и сама ухаживает за ней. А в день нашего приезда наводила порядки в подполе. «Теперь уже мне помогают и дров принести, и воды из колодца. А раньше сколько держали скотины, работали в колхозе!, – продолжает разговор собеседница. – До войны мы неплохо жили. Отец ушел на фронт, попал в плен, домой так и не вернулся». Где могилка солдата Ивана Степановича Кудряшова? Где сложил он голову, в каких краях остался на веки?! С фронта не вернулись 35 жителей деревни Афатово.

Когда мужчины взялись за оружие, женщины заменили их на полях. Многие девчонки-подростки и молодые женщины отправились на оборонные работы. Маша была в их числе. В юности она была крепкая, справная, настоящая крестьянка, поэтому выполняла трудные физические работы. Когда валили лес, деревья были такие большие, что поднимали их по пять человек, иначе никак не справиться. Сами рубили, сами таскали бревна и укладывали их в одном месте.

В ее военной биографии есть страница длиной в несколько месяцев, посвященная Вышнему Волочку. Туда ее и других женщин отправили на рытье шурфов на сложной системе водоканалов. Вся беда была в том, что копали траншеи (шурфы) вручную, они сразу наполнялись водой. Эта работа требовала много физических сил. Один случай Мария Ивановна помнит до сих пор, хотя прошло больше семидесяти лет. Произошел Большой взрыв, от которого погибло много людей. Она осталась в живых. Тогда, в юности, она, может, и не задумывалась о своей судьбе. Ей предначертаны были жизнь и труд.

Вернувшись домой, она много работала физически. Вся ее жизнь связана с одним местом, с одним колхозом. Мария Ивановна трудилась на животноводческой ферме дояркой, телятницей. Вспоминала, как в трудные послевоенные годы возили на лошадях сено. Женщины косили, сушили, а потом перевозили в колхозные сараи, тогда их много стояло за деревней. Набивали их полностью: коров, овец, лошадей содержали исправно. Одна из лошадей была закреплена и за нашей героиней.  Так вся жизнь и прошла в трудах и заботах.

Замуж Мария вышла в 1947 году за местного парня, фронтовика Ивана Андреевича Иванова. В их семье родилось пять детей. Никто не остался жить в деревне, разъехались в поисках лучшей доли.

Когда понадобились документы, подтверждающие, что М.И. Иванова жена участника Великой Отечественной войны, они не нашлись. Где затерялись? А потому сейчас нет никакой прибавки к пенсии.

Когда подрастали дети, были другие заботы: как всех одеть, накормить, дома успеть управиться.

Сначала семья Соколовых жила в небольшом домике, а тот, в котором Мария Ивановна живет сейчас, купили спустя годы, когда стали подрастать дети.

Про дом хочется рассказать более подробно. Он отличается от всех домов, в которых я бывала раньше. Например, между русской печкой и перегородкой располагаются полати (несколько широких досок уложены вдоль печи). С одной стороны на перегородке располагаются ступеньки, по которым удобно забираться на печь, а с другой – дверца, которую открываешь и по ступенькам спускаешься в подвал (они как раз под полатями). Подпол высокий, удобный.

В коридоре (на мосту) напротив двери в дом имеются ступеньки и дверь в кладовку (сени). Сени выше уровня моста, они большие, просторные. Дверь на двор сбоку, и сам двор начинается сбоку и дальше идет за дом.

Еще мы обратили внимание на то, что с одной стороны крыша обычная, как во всех домах, а с другой стороны она покатая и большая (видимо, укрывает часть двора или пристроенную часть коридора). Вот какая особенность в строении афатовских домов. Причем, многие из них – пятистенки.

Провожала нас баба Машатепло, как старых знакомых. Рассказала все о себе, о жизни в родной деревне. Можно сказать, что жизнь М.И. Соколовой, как и у миллионов женщин той эпохи, где основное место занимала  тяжелая работа во благо Родины с самых юных лет до ухода на заслуженный отдых.

Без таких биографий, которые, как маленькие ручейки, собираются в большую реку истории, не было бы и всей истории страны – Союза Советских Социалистических республик. Это люди той поры вершили ее своими руками и делами. В современной России другие реалии жизни.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *