С именем Менделеева
Пожалуй, в мире нет ни одного человека, который бы не встречался в жизни с именем Менделеева.
Дмитрий Иванович Менделеев не только создатель Периодической системы, он – великий русский ученый-энциклопедист, автор важнейших теоретических и прикладных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, воздухоплаванию, геологии, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению. Его труды и мысли до сих пор дают импульс к размышлениям и исследованиям современных деятелей науки. В ряду русских гениев науки он стоит вторым – Ломоносов, Менделеев, Павлов, Курчатов, Королев. Его научный подвиг не имеет аналога.
8 февраля этого года мировая научная общественность отметила 180 лет со дня рождения нашего великого соотечественника, а 1 марта исполнилось 145 лет со дня открытия им Периодического закона. Для тех, кто любит Родину и химию – это очень знаменательные даты. В связи с этим по всей стране проходят праздничные юбилейные мероприятия. Естественно, что и школы нашего района не могли оставить такой факт без внимания. И традиционный, уже шестой по счёту «Турнир эрудитов по химии» решено было посвятить памяти всемирно признанного учёного.
Цель «Турниров эрудитов» – повысить интерес обучающихся к химии, а нынешнего ещё и в расширении представлений обучающихся о жизни и деятельности Д.И. Менделеева. Кроме того, ребятам предлагалось в игровой форме повторить и применить свои знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на практике.
В конце апреля обучающиеся девятых классов пяти школ района вместе с учителями съехались в МОУ «Киверичская СОШ», где их ждали организаторы турнира – учитель химии Т.В. Кузьмина и её помощники. Вниманию гостей была предложена выставка книг о Д.И.Менделееве, творческие выступления обучающихся школы со стихами об ученом и, естественно, само соревнование, состоящее из нескольких конкурсов.
После знакомства прошло формирование команд, в каждую из которых методом случайного выбора попадали ребята из разных школ. Это сближает и сплачивает обучающихся. На этот раз образовалось три группы: по цвету химических знаков элементов – металлов, неметаллов и элементов с амфотерными свойствами в Периодической системе. Каждой группе, чтобы стать командой, нужно было придумать название, выбрать капитана и презентовать себя перед жюри. В этом и состоял первый конкурс, в результате которого в интеллектуальную борьбу вступили команды «Электроны» (капитан Дмитрий Григорьев), «Протоны» (капитан Алексей Романов) и «Оксиды» (капитан Антон Самуйлов).
Второй конкурс был полностью посвящён биографии Д.И.Менделеева и состоял из четырёх блоков: «Семья», «Образование», «Наука» и «Увлечения». При помощи цветового табло участники сами выбирали сектор и вопрос на соответствующий ему балл. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. В течение конкурса каждой команде можно было ответить на любые пять вопросов. В итоге команда «Оксиды» вырвалась вперёд. А мы для себя отметили, что наши ученики знают жизненный путь Дмитрия Ивановича.
Третий конкурс был посвящён Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Зная деление элементов на s-, p-, d- и f- элементы, нужно было расшифровать шифрограмму. Как оказалось, девятиклассники не знали классификацию химических элементов по электронным семействам. Именно она являлась ключом к шифру. Как быть? Оказалось, что очень просто. Учителя – члены жюри быстро объяснили ребятам принцип деления элементов, и все команды правильно выполнили задание.
Четвёртый конкурс назывался «Чёртова дюжина». Каждой команде предлагалось быстро и чётко ответить на 12 вопросов, касающихся знаний структуры Периодической системы Д.И.Менделеева и изменения свойств химических элементов в связи с положением в ней. Здесь выручали не только знания, но и острый ум и быстрота мышления. После конкурса ребята говорили: «Мы всё это знали!» Но что-то помешало им ответить быстро и правильно. В результате победу одержала команда «Электроны». У них оказалась самая высокая скорость реакции!
А вот пятый конкурс – «Лабиринт». Он заставил ребят поплутать по архивам своей памяти. Не все смогли справиться с предложенным заданием – найти путь в лабиринте, который приведёт их к финишу. «Надо знать правила», – говорили члены жюри. Надо, конечно, надо. Это поняли и сами участники конкурса. Появилась мотивация к тому, чтобы ещё раз обратиться к изучению основ современной химии.
Завершился турнир конкурсом «Чёрный ящик». Каждой команде зачитывалось описание вещества, которое как будто бы находится в ящике. Угадать его можно было с пяти попыток. Кто угадывал с первой попытки, получал пять баллов, кто с последней – один. Нужно сказать, что с этим конкурсом все команды справились. Знают наши ученики свойства веществ. И это радует.
Не были оставлены без внимания и болельщики, они участвовали в конкурсах вопросов, загадок, «Кто быстрее?», «Кто сообразительнее?».
Пока авторитетное жюри в составе учителей химии Рамешковской школы В.И. Габлиной, Кушалинской – Е.Ю. Артемьевой, Алёшинской – М.В. Васильевой, Застолбской – М.А.Орлова и Косковско-Горской Г.В. Виноградовой подводили итоги, всем участникам турнира была предложена экскурсия по школе.
Победителями стали ребята из команды «Оксиды», капитан которой –Антон Самуйлов – был отмечен членами жюри ещё и как самый активный участник. Второе место у команды «Протоны». Почётное третье место заняла команда «Электроны». Самой активной болельщицей оказалась ученица 9 класса МОУ «Кушалинская СОШ» Олеся Мишарина. Все участники получили в награду Дипломы соответствующих степеней и, очень надеюсь, хорошее настроение, массу позитивных эмоций. До встречи в следующем учебном году, эрудиты!
Т.В. КУЗЬМИНА
руководитель РМО учителей химии района.