С именем Менделеева

Пожалуй, в мире нет ни одного человека, который бы не встречался в жизни с именем Менделеева.

Дмитрий Иванович Менделеев не только создатель Периодической системы, он – великий русский ученый-энциклопедист, автор важнейших теоретических и прикладных исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, гидродинамике, воздухоплаванию, геологии, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению. Его труды и мысли до сих пор дают импульс к размышлениям и исследованиям современных деятелей науки. В ряду  русских гениев   науки он стоит вторым – Ломоносов, Менделеев, Павлов, Курчатов, Королев. Его научный подвиг не имеет аналога.

8 февраля этого года мировая научная общественность отметила 180 лет со дня рождения нашего великого соотечественника, а 1 марта исполнилось 145 лет со дня открытия им  Периодического закона. Для тех, кто любит Родину и химию – это очень знаменательные даты. В связи с этим по всей стране проходят праздничные юбилейные мероприятия.  Естественно, что и школы  нашего района не могли оставить такой факт без внимания.  И традиционный, уже шестой по счёту «Турнир эрудитов по химии»  решено было посвятить памяти всемирно признанного учёного.

Цель «Турниров эрудитов» – повысить интерес обучающихся к химии, а нынешнего ещё и в  расширении  представлений обучающихся о жизни и деятельности  Д.И. Менделеева. Кроме того, ребятам предлагалось в игровой форме повторить и применить свои знания о периодическом законе и периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на практике.

В конце апреля обучающиеся девятых классов пяти школ района вместе с учителями съехались в МОУ «Киверичская СОШ», где их ждали организаторы турнира – учитель химии Т.В. Кузьмина и её помощники. Вниманию гостей была предложена выставка книг о Д.И.Менделееве,  творческие выступления обучающихся школы со стихами об ученом и, естественно, само соревнование, состоящее из нескольких конкурсов.

После знакомства прошло формирование команд, в каждую из которых методом случайного выбора попадали ребята из разных школ. Это сближает и сплачивает обучающихся. На этот раз образовалось три группы: по цвету химических знаков элементов – металлов, неметаллов и элементов с амфотерными свойствами в Периодической системе. Каждой группе, чтобы стать командой,  нужно было придумать название, выбрать капитана и презентовать себя перед жюри. В этом и состоял первый конкурс, в результате которого в интеллектуальную борьбу вступили команды «Электроны» (капитан Дмитрий Григорьев), «Протоны» (капитан Алексей Романов)  и «Оксиды» (капитан Антон Самуйлов).

Второй конкурс был полностью посвящён биографии Д.И.Менделеева и состоял из четырёх блоков: «Семья», «Образование», «Наука» и «Увлечения». При помощи цветового табло участники сами выбирали сектор и вопрос на соответствующий ему балл. Чем выше балл, тем сложнее вопрос. В течение конкурса каждой команде можно было ответить на любые пять вопросов. В итоге команда «Оксиды» вырвалась вперёд. А мы для себя отметили, что наши ученики знают жизненный путь Дмитрия Ивановича.

Третий конкурс был посвящён Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Зная деление  элементов на s-, p-, d- и f- элементы, нужно было расшифровать шифрограмму. Как оказалось, девятиклассники не знали классификацию химических элементов по электронным семействам. Именно она являлась ключом к шифру. Как быть? Оказалось, что очень просто. Учителя – члены жюри быстро объяснили ребятам принцип деления элементов, и все команды правильно выполнили задание.

Четвёртый конкурс назывался «Чёртова дюжина». Каждой команде предлагалось быстро и чётко ответить на 12 вопросов, касающихся знаний структуры Периодической системы Д.И.Менделеева и изменения свойств химических элементов в связи с положением в ней. Здесь выручали не только знания, но и острый ум и быстрота мышления. После конкурса ребята говорили: «Мы всё это знали!» Но что-то помешало им ответить быстро и правильно. В результате победу одержала команда «Электроны».  У них оказалась самая высокая скорость реакции!

А вот пятый конкурс – «Лабиринт». Он заставил ребят поплутать по архивам своей памяти. Не все смогли справиться с предложенным заданием – найти  путь в лабиринте, который приведёт их к финишу. «Надо знать правила», –  говорили  члены жюри. Надо, конечно, надо. Это поняли и сами участники конкурса. Появилась мотивация к тому, чтобы ещё раз обратиться к изучению основ современной химии.

Завершился турнир конкурсом «Чёрный ящик». Каждой команде зачитывалось описание  вещества, которое как будто бы находится в ящике. Угадать его можно было с пяти попыток. Кто угадывал с первой попытки, получал пять баллов,  кто с последней – один. Нужно сказать, что с этим конкурсом все команды справились. Знают наши ученики свойства веществ.  И это радует.

Не были оставлены без внимания и болельщики, они участвовали в  конкурсах вопросов, загадок, «Кто быстрее?», «Кто сообразительнее?».

Пока авторитетное жюри в составе учителей химии Рамешковской школы В.И. Габлиной, Кушалинской – Е.Ю. Артемьевой, Алёшинской – М.В. Васильевой,  Застолбской – М.А.Орлова и Косковско-Горской  Г.В. Виноградовой подводили итоги, всем участникам турнира была предложена экскурсия по школе.

Победителями стали ребята из  команды «Оксиды», капитан которой –Антон Самуйлов – был отмечен членами жюри ещё и как самый активный участник. Второе место у команды «Протоны». Почётное третье место заняла команда «Электроны». Самой активной болельщицей оказалась  ученица 9 класса МОУ «Кушалинская СОШ» Олеся Мишарина. Все участники получили в награду Дипломы соответствующих степеней и, очень надеюсь, хорошее настроение, массу позитивных эмоций.  До встречи в следующем учебном году, эрудиты!

 

                                                                                           Т.В. КУЗЬМИНА

                                                руководитель РМО учителей химии района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *