России святой старина

«России святой старина» – так звучала тема библионочи в кушалинской библиотеке. Выбрана она неслучайно: организаторы – библиотекари – давно и тесно сотрудничают с клубом «Любители Рамешковской старины». Программа была необычайно интересна и насыщенна. На празднике присутствовали члены клубов «Вдохновение» и «Славяночка».

Открыла праздник заведующая Кушалинской библиотекой Н.В. Кнышенко. Надежда Васильевна задала тон всему вечеру: «Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим, и в старом красоту находим, хоть к новому принадлежим».  Руководитель клуба «Любители Рамешковской старины» Н.Н. Лапин рассказал о проделанной работе, поделился планами на ближайший год. Николай Николаевич пригласил гостей на фестиваль «На берегах Медведицы встреча трех культур», который состоится 14-16 августа. К нему идет подготовка полным ходом.  В этот вечер члены клуба познакомили кушалинцев с некоторыми мастер-классами фестиваля.

Участница встречи Т. А. Пирогова познакомила с особенностями ведновской  вышивки  и открыла несколько секретов мастерства ее создания. Татьяна Александровна проделала «большой путь» в познании основ и приобретении навыков этой кропотливой работы. Ей помогали старые мастерицы. Они делились с ней рисунками, показывали особенности технологии выполнения. По утверждению  мастерицы, занятие вышивкой очень трудное, но захватывающее. Не зря поэт  написал: « Иголочка тонка, но достает до сердца и у того, кто дивный шьет узор, и у того, кто от работ умельца отвесть не может восхищенный взор!»

Н.А. Маркина  провела мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол-оберегов, которые делали женщины к определенным событиям. «Крупеничка» набита гречневой крупой. Эта кукла символизирует богатство. Ее делали осенью, а когда весной выходили в поле, ее содержимое обязательно добавляли к посадочному материалу.

«Пеленашку»  делали тогда, когда в семье ожидалось пополнение. Она  похожа на закутанного в пелёнки младенца. Ещё до рождения  ребенка «Пеленашку» клали в люльку, приготовленную для дитяти, и куколка как бы грела, готовила место. Считалось, что,  если потом положить в люльку ребёнка, ему там будет очень уютно. Эта куколка находилась вместе с ребёнком около года. Она защищала его от сглаза: если посторонний человек смотрел на дитя, дурной взгляд касался именно куклы, а не младенца.

На свадьбах молодым дарили «Неразлучников». Особенность этой куклы в том, что «юноша» и «девушка» располагаются на одной палочке и  их невозможно  отделить друг от друга.

Гости вместе с Натальей Анатольевной делали «зайчика на пальчик». Эту игрушку дарили детям при исполнении трех лет. Считалось, что в это время ребенка можно иногда оставлять одного, потому что он находится с другом и под его охраной. Сколько тепла, любви и положительной энергетики вложил каждый в свою куклу, пока ее  мастерил. Да, знали наши предки секреты не просто воспитания, но и передачи душевной теплоты. Конечно, времена меняются, но холодная и чужая кукла Барби никогда не сравнится с милым тряпичным зайкой. Так хочется пожелать молодым родителям: обращайтесь к истории, хоть иногда переносите лучшие ее частицы  в нашу современную жизнь! Зайка несет в себе много функций, одна из них – речевая. Ребенок надевает на пальчик и разговаривает с игрушкой, не стесняясь. При этом развивается мелкая моторика руки, что ведет к развитию центров мозга, отвечающих за речь. Вот вам и смешной тряпочный зайка.

Для изготовления кукол-оберегов существуют правила: человек делает  их сам из лоскутков собственной старой одежды. Считалось, что за годы ткань впитывает энергию владельца  и сделанный из неё оберег сохраняет его силу.

При изготовлении кукол не использовали ни ножниц, ни иголок. Ткань не резали, а рвали. Лоскутки не сшивали, а связывали нитками. По поверьям, если куклу сделать с использованием ножниц и иголок, жизнь у её владельца будет «колотая» и «резаная».

У  древнерусских кукол нет ни глаз, ни рта. Люди верили, что, если кукле сделать лицо, она оживёт: сможет завладеть хозяином и похитить его душу.

Заниматься кукольным мастерством лучше всего молча, не отвлекаясь, целенаправленно вкладывая в куклу свою энергию. Ведь истинная магическая сила заключается, в первую очередь, в самом человеке, а кукла – лишь инструмент для воплощения его желаний.

В.А. Подрядчиков представил разнообразие рожков. Наши предки уделяли большое внимание звукам. Тверской рожок давний в истории.  С его помощью дружины подавали сигнал к началу наступления или, наоборот, отступления.

Вроде бы и техника несложная: писчик, тросточка, рог (бычий или коровий), а чтобы соединить их, необходимо особенное умение. Раньше говорили, что мужчина должен построить не только дом, но и самостоятельно сделать  рожок. Владимир Алексеевич продемонстрировал разнообразие и силу звуков старинных музыкальных инструментов. Рожок можно услышать на расстоянии шести километров. Участники библионочи здесь же  познакомились с варганом – одним из самых древних музыкальных инструментов.

А еще  многие гости впервые увидели гусли. Настоящие! Сразу вспомнили сказку Садко. Н.Н. Лапин, одетый в красивую красную рубаху и порты, обутый в  лапти исполнил старинную тверскую песню.  Поэт Д. Морозов писал: «Я гусли беру золотые и песнь о свободе пою, чтоб слышали старцы седые и юноши песню мою». Ох, как же удивил Николай Николаевич! Красиво и  необычно!

На такие праздники надо приглашать молодых людей, детей. Все отмечали  теплоту, душевность  и познавательность вечера. Время пролетело незаметно. Библиотекарям и членам клуба «Любители Рамешковской старины» – большое спасибо за незабываемый праздник для души.

Н.СУСЛОВА

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *