Неповторимый облик деревень

 

Замечено в народе, что каждая деревня отличается от другой, имея свое «лицо», свою особенность. И это, наверное, является следствием многих причин: различное географическое расположение, природные условия, история возникновения и возраст деревни, различное материальное состояние ее обитателей. Совокупное воздействие этих причин, вероятно, формирует и разные нравы деревенских жителей.

Приведем примеры упомянутых отличий, взятые из наблюдений автора, проживающего более 25 лет в тверских деревнях.

Деревня, стоящая в лесу у верхового огромного болота с озером в центре, без реки и ручьев, но с колодцами, с кислыми и подзолистыми почвами, издавна отличалась скудностью урожаев зерновых (на год не хватало хлеба). Это вынуждало крестьян заниматься ремеслами: гнать деготь, гончарить, бондарить, а позднее вести трикотажное дело, плотничать на отхожих промыслах. Если не земледелие, то ремесла приносили в семьи значительный достаток, что позволило в годы НЭПа отстроить просторные избы – пятистенки, срубить в деревне часовню.

Проживание рядом с лесом с волками, медведями, кабанами, с топким болотом под боком, а также удаленность деревень от магазинов, школы и медпункта, плохие дороги, повышенная пожароопасность вызывали у жителей  необходимость тесного сотрудничества и сплочения в противостоянии опасностям окружения для их жизни. Все это формировало в людях характер дружественный, общительный, доброжелательный. Без этого в лесной и болотистой местности было не выжить, не спастись. Сосед ценил, уважал и берег соседа, старался подражать ему в хорошем, прибыльном ремесле, в благоденствии, добронравии. На Бога, конечно, надеялись, но и сами не плошали в жизнеобеспечении и взаимопомощи.

Развлекали себя домашними беседами, посиделками, рукодельем, гостеприимством, праздниками.

Отправляли детей в дальнюю школу «табунками», а не порознь, что тоже способствовало воспитанию среди них сплоченности и дружественности.

В такой деревне праздность, лень, пьянство были несовместимы с жизнью, со взаимоуважением.

Совсем иное дело было в селе или деревне, стоящими на большой и торговой дороге, с магазинами, школой, питейными заведениями, медпунктом, почтой и клубом.  Торговый и особенно ярмарочный дух формировали в жителях характер далеко не тихий, а скорее разбитной, грубый, ругливый, склонный обманывать покупателей, при котором сосед был не указ, не пример, не спаситель, не помощник, а скорее завистник, неприятель и даже враг в делах получения торгового барыша.

Магазин при деньгах гарантировал сытость, питейное заведение – дурман веселья, медпункт – скорую помощь в болезни, почта – связь с родными и земляками, клуб организовал развлечения. Торгуй, ешь, пей, веселись, лечись, учись – и сосед, вроде бы, и не нужен, как и дружба с ним, и общение, и взаимопомощь. Да и заниматься трудоемким земледелием ремесленнику, мастеровому и некогда, и не столь выгодно. Опасности для жизни при большой дороге тоже, вроде бы, и нет. Правда, пожары случаются, но реже, чем в лесах и у торфяного болота… Условия такой жизни формировали отчуждение людей друг от друга, а часто и пороки: пьянство, воровство и нравственную распущенность.

В этом на отхожих промыслах «помогали» города. Они ненавязчиво, но учили пришлых крестьян разврату, вольностям в речах и мыслях, в поведении и поступках. Все это возвращалось в село и деревни в виде дурных болезней, привычки к сквернословию, буйству в семье, непочитания дедовских устоев. В результате этого ослаблялось физическое и нравственное здоровье потомства.

Воздействие сельской церкви на нравы деревенских жителей до революции 1917 года ослабляло отрыв крестьян от земли, распространение в торговых селах кабаков и трактиров, хождение в народ пропагандистов (народников, социалистов, нигилистов-атеистов) с пропагандой всяческих свобод от религии, морали, традиций и обычаев в русской жизни.

В советское время высылка в сельскую местность уголовников из тюрем на «химию» окончательно «окультурила» села и деревни. При разрушенных церквях никакие клубы и даже идеология компартии с упадком нравов не справлялись. Физическое и нравственное здоровье деревенского люда слабело.

На этих примерах видно, как условия обитания формировали «характеры» поселений.

Заметно и поныне различие деревень по истории их заселения и возрасту. Старые, столетиями существующие деревни имеют обычно несколько улиц, а в них дома разной архитектуры, крепости или ветхости. Относительно молодые деревни чаще всего с одной улицей, со схожими по конструкции и возрасту домами.

Разные свои названия деревни получали либо от первого поселенца (например, Константиново, Денисово, Григорово), либо от случившегося события (Погорелец, Погары, Язвица), либо от особенностей местности (Сырково, Боброво, Ловцово) и многих других причин. Могут разниться деревни и по национальному составу жителей (например, карельские и русские либо смешанные), а также по материальному достатку жителей. В «богатых» деревнях много нарядных пятистенков, домов с мезонинами и витиеватой резьбой наличников. Усадьбы при них большие, дома стоят далеко друг от друга.

В «бедных» деревнях дома обычно невелики, с двумя-тремя окнами по фасаду, без резных наличников. Стоят они стесненно, по виду одинаковые, усадьбы при них узкие, палисадников нет. Вид таких деревень довольно унылый, в дождливую пору мрачный, тревожный, особенно, когда в деревне много пустырей или руин.

Внутри деревень названия их концов могут различаться. Так, в деревне Денисово один конец звался Грабиловкой, другой – Сатаниловкой.

Кроме неповторимого имени, деревни имеют свой неповторимый ландшафт, внутри – характерный «дизайн» и совершенно неповторимую красочную картину характеров живущих в них людей. Однако в этой мозаичной пестроте все же выделяются деревни либо «миролюбивые», либо «вздорные», либо «нервически-раздражительные». Последние обычно располагаются вблизи центров местной «цивилизации» с обильным алкоголем в магазинах и всякими иными коммуникациями и относительным комфортом.

Возможно, что на характеры жителей разных деревень влияют какие-то из земли идущие энергетические воздействия, в каждом месте разной силы и содержания.

Но то, что облик деревень разный и неповторимый, это факт, отмечаемый не только проезжими, но и самими местными людьми.

Т. КРЕМЕНЕЦКАЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *