ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА И ПРОСВЕЩЕНИЕ.

Святая Русь, святые, равноапостольные, благоверные, священномученики… Эти слова за семьдесят лет «Вавилонского плена»  исчезли из нашего лексикона, вышли из повседневного употребления, стали архаизмами. Но тысячелетняя толща Христианской православной культуры раздавила этот небольшой отрезок времени, и культурное развитие России  вновь вошло в свое русло,  постепенно ум, мысли и душа человеческая начали возрождаться. Душу человеческую не обманешь – где-то там, в потаенных ее уголках теплилась искра Божиего дуновения, которая при благоприятном ветре и возгорелась.

Культура –  от латинского cultura (возделывание; развитие) –  развитие материальных и духовных ценностей. О материальных ценностях нам известно много, а вот о развитии духовных многие из нас только слегка наслышаны.

Что же человек может развивать и возделывать, говоря о духовных ценностях?  Конечно же, душу свою, все ее силы: и ум, и чувства, и волю.

Каким образом? Вероятнее всего, через просвещение ума.

Мы различаем два вида просвещения. Первый вид состоит в том, что человек учится читать и писать, приобретает сведения из математики, географии, истории, физики, химии, то есть обогащает свой ум познаниями, умственно развивается. Это то просвещение, которое некогда существовало при монастырях, потом сосредоточилось в школах и которое именуется «внешним», так как оно дает человеку знания, развивает его умственные способности, но не изменяет внутреннего состояния его души, расположения его воли и чувства. Можно обладать этим просвещением в самых широких размерах и использовать его не на добро, а на удовлетворение своих эгоистических устремлений. Это нож обоюдоострый, которым можно резать хлеб и убить человека, смотря по тому, в чьих руках он находится. От всеобщего распространения такого образования, по мнению многих, зависит всеобщее счастье, но оно дает человеку знания, и не изменяет направления его воли к добру.

Сейчас многие начинают сознавать, что в одном обогащении ума познаниями еще не заключается истинного просвещения, так как они не предохраняют людей от отчаяния, психических расстройств, совершения преступлений и самоубийств. Усовершенствование слуги-ума   дает возможность господам,  т.е. страстям, легче достигать своих целей. Здесь и может быть использован второй вид просвещения, который можно назвать «внутренним» или духовным. Оно не гонится за количеством сведений, но стремится и малыми сведениями просветить всего человека. Оно сообщает человеку познания истин религиозных и нравственных, но сообщает их не только уму, не памяти, а сердцу и всему существу человека, дает человеку возможность опытно ощутить их. И вследствие этого оно духовно обновляет человека, совершенно изменяет его понятия, желания, стремления, заставляет ощутить в себе как бы новую жизнь. Оно стремится  очистить человека от всего греховного, мрачного, унылого, дает ему чистое и радостное сердце, напечатлевает в нем образ Христов, созидает в душе его Царствие Небесное.

Л. ВАЛЕНТИНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *