О ПОСТЕ ДУХОВНОМ

27 февраля у православных верующих начался семинедельный Великий пост, предваряющий Пасху – Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. В прошлом году мы писали о телесном посте, ныне же вдумаемся: что есть пост духовный?

Святые отцы разъясняли, что духовный пост  должен соблюдаться постоянно и заключается в удалении себя от злых дел: греха, неправды и клятвопреступления, гнева и раздражения, злословия и осуждения. «Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде. Прости ближнему оскорбления и долги. Воздержание языка есть истинный пост», – говорил святитель Василий Великий.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, пост исцеляет все душевные недуги; уничтожает пресыщение и надменность, подавляет пыл гнева, утишает жестокую ненависть, изгоняет тщеславие; такой пост не требует платы за исцеление, но еще и сам прибавляет награду – не золото, а добрые нравы, не серебро, но чистые помыслы, не драгоценные камни, но безгрешные чувства. Дает в награду целомудрие, трезвость, щедрость,  братолюбие, гостеприимство и великодушие.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин сравнивал духовный пост с телесным: «И душа имеет свою вредную пищу: злословие, гнев, зависть, тщеславие, которые на один миг услаждают душу, а потом опустошают ее, оставляют безплодной (вариант православного написания), лишая всякой добродетели. Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста, насколько у нас хватит сил, мы будем иметь полезный душевный пост». Постясь телесно (внешне), нужно воздерживаться от вредной пищи для души (внутренне).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Кто постится свободно и правильно, тот знает, как душа бывает легка и светла во время поста; тогда легко идут в голову и мысли добрые, и сердце бывает чище, нежнее, сострадательнее – мы ощущаем стремление к делам добрым. А когда мы не постимся, когда мысли в безпорядке (вариант православного написания), чувства не обузданы и воля позволяет себе все, — тогда редко увидишь в человеке спасительную перемену, тогда он мертв по своей душе: все силы ее действуют по неверному направлению; главная цель жизни выпускается из виду. Душа идет сама против себя, против собственного спасения всеми силами: и умом, и чувствами, и волею».

Игумен Никон (Воробьев) своим подопечным давал такое краткое правило о посте: «Надо сделать ударение на душевный пост: воздержание зрения, слуха, языка, помыслов, никого не осуждать, читать только духовную литературу, иметь мир со всеми. Это будет истинный пост, полезный всем и всегда». Это воздержание заключается в том, чтобы исключать из своего чтения произведения страстные и пошлые (так называемые «женские романы и «детективное чтиво»). Хранить свой взор и слух от особенности сегодняшних зрелищ – жестокости.  По масштабности показа убийств современный кинематограф затмил римские цирки и гладиаторские бои. Священномученик Киприан Карфогенский говорил: «И зрители столь нечестивых, столь безчеловечных (вариант православного написания) и ужасных позорищ нимало не помышляют о том, что их кровожадные взоры – главная причина кровопролития и убийств».  Недаром говорят, что спрос рождает предложения! Большинство даже самых, казалось бы, невинных  кинофильмов, на самом деле, наполнены секс-символами. «Развратные речи, блудные песни, любострастный голос, подкрашенные брови и нарумяненные щеки, наряды, подобранные с особенным искусством, поступь и множество других приготовленных приманок для увлечения и обольщения зрителей», – говорил о зрелищах святитель Иоанн Златоуст. Любой современный фильм – это в какой-то степени и художественная реклама. Цель многих кадров, костюмов, предметов – возбудить желание иметь. На фоне этого чувства может возникнуть недовольство настоящей действительностью: скромным жилищем, прошлогодними костюмом или ботинками… И причина этого недовольства – зависть – страшное духовное состояние души человека.

Временные ограничения на душевные и эмоциональные развлечения помогают освободить разум и сердце для молитвы, покаяния, духовной работы над собой. «Когда в сердце закроется клапан для восприятия мирских наслаждений, тогда открывается иной клапан, для восприятия духовного», – писал старец Варсонофий Оптинский. Желательно отказаться от развлечений, чтения светских книг, просмотра фильмов и слушания концертов не только во время поста, но и во время подготовки к Святому Причастию.

Священник Сергий Николаев отмечает: «Для православного сознания характерно стремление всегда пребывать в истине, удаляться от лжи, игры и фальши. Православному человеку свойственно частое собеседование со своей совестью, внимательное отношение к своему душевному и духовному состоянию. Духовное бодрствование (наблюдение за своими поступками, словами и мыслями) позволяет очищать себя от тщеславных представлений о своей личности, от самомнения. Тем самым человек старается выявить свою истинную личность, отыскать и восстановить в себе образ Божий.

Л.ВАЛЕНТИНОВА

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *