ДИЕТА ИЛИ ПОСТ?

 

Великий пост в 2016 году начался 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Покаянный подвиг, очищение сердца – так называли святые отцы православия Великий пост. В эти 49 дней каждому верующему дается возможность и повод к совершенствованию духа и обновлению тела.

Диеты, назначенной врачом для исцеления и укрепления организма, мы обычно придерживаемся строго, хотя это – мера принудительная. Как только кто-то произносит слово «пост», внутри сразу поднимается «волна» протеста, хотя это, как раз, – дело добровольное. Хочу – «держу» пост, не хочу – не соблюдаю никаких ограничений. И диета, и пост, по сути, – воздержание в питании, изменение рациона. В чем же разница?

«С древности известно, что каждый вид питья и пищи имеет свое воздействие на организм человека. Пища способна не только поддерживать нашу деятельность, но и препятствовать ей. Каждый сам может назвать блюда, которые услаждают и разгорячают, расслабляют и утяжеляют организм. Когда желудок пресыщен, ум становится ленив, а сердце (душа) грубеет.

Путь духовной жизни предполагает победу над своими страстями (вредными привычками). И здесь Православная Церковь предлагает давно проверенное средство – пост. Он направлен на погашение привязанности к чувственным удовольствиям, чтобы человек смог насладиться и духовными истинами.

Пост – это рассудительное отношение к пище, основанное на многовековом опыте. Когда наступает время поста, христианин ограничивает себя в употреблении пищи животного происхождения, а также хранит меру в самом количестве еды. Дары мира растительного, принимаемые организмом, оказывают более легкое действие. Есть такой образ: легкое судно скоро переплывает море, а обремененное большим грузом – может затонуть.

Пост – это не только воздержание в пище. Это время ограничений себя от легкомысленных развлечений и суетных ненужных забот. Именно в это время легче отказаться от вредных привычек: курения, сквернословия, злоупотребления алкоголем.

Пост есть воздержание внешних и внутренних чувств от недозволенных впечатлений. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и руки, пребывая чистыми от хищения и любостяжания. Не пожирай глазами своими сладострастия. Пост слуха в том, чтобы не внимать злословию и клевете. Пусть и язык постится от сквернословия и ругательства, ибо что пользы, если мы от мяса и рыбы воздерживаемся, а братьев наших угрызаем и съедаем?» (из книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия»).

Святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности, есть закон для ума. Правила поста установлены Церковью как руководство для всего христианского общества. При этом предписано каждому рассматривать себя, свои силы,  с помощью опытного и рассудительного духовного отца, и не возлагать на себя поста, превышающего силы, потому что пост для человека, а не человек для поста».  (Из книги «Аскетические опыты», глава «Пост»).

«Пост бывает четырех видов:

Духовный, который должен соблюдаться постоянно и заключается в удалении себя от греха, неправды и злых дел.

Нравственный пост состоит в исправлении нрава, умеренном употреблении пищи и питья. Может отличаться для каждого своим личным уровнем воздержания: отказ от мяса и яиц, добавляется отказ от молочных продуктов, добавляется отказ от рыбы, добавляется отказ от подсолнечного масла (строгий пост). Постные блюда должны быть простыми. Пищи следует употреблять столько, сколько нужно для поддержания работоспособности, сообразуясь с трудами, возрастом, крепостью физической и духовной.

Естественный пост заключается в отказе от всякой пищи  и питья – обычно применяется накануне Таинства Причащения (с вечера до Причащения) или по обету.

Церковный пост заключается в воздержании от пищи согласно Уставу Церкви; таких постов в течение года четыре, также среда и пятница.

Пост может быть местным, устанавливается по случаю бедствий, войны, наводнений, пожаров. Пост бывает общий,  который соблюдается всей Церковью, и частный,  который человек сохраняет в отношении к самому себе». (Из книги «Христианская жизнь»).

Если мы не можем поститься, то  хотя бы в эти дни не роскошествовать, и поделиться с теми, у кого трудное положение. Стоит только повнимательнее посмотреть вокруг, и сразу найдем тех, кому нужна наша помощь. Простим всех не на словах, а от чистого сердца, и получим огромную пользу для нашей души.

 

Л. ВАЛЕНТИНОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *