Солнца хватит на всех!

Наше образовательное учреждение – МОУ «Кушалинская СОШ» – многонационально по составу. В школе обучается 175 человек. Из них:  русские – 142   (80,7%),  таджики – 17  (9,6 %),  узбеки – 4 (2,3 %),   чуваши –  3 (1,7%),   армяне –  4  (2,3 %),   молдаване – 1  (0,5%),  корейцы –  1 ( 0,5   %),  немцы   – 1( 0,5 %),   даргинцы –  1 ( 0,5%),     татары – 1 (0.5 %).  Из этого следует, что  одна из главных задач школы – воспитание подрастающего поколения в духе осознания общей исторической судьбы со всеми народами, населяющими Россию и соседние страны, формирование толерантности к людям другой культуры, иных обычаев, образа жизни и  вероисповедания.

Ежедневно средства массовой информации преподносят нам примеры нетерпимости, агрессии, эгоизма. Наше село, район не могут быть изолированными, оторванными от  этой проблемы. Поэтому  мы постоянно ищем новые эффективные формы воспитания детей в духе  уважения прав других, непохожих на тебя людей.

Среди обучающихся был проведён опрос на тему межнациональных отношений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство школьников выбирают друга не по национальной принадлежности. Одна из причин доброго отношения друг к другу заключается в том, что в течение последних десяти лет дети разных национальностей начинают общение с ясельной группы детского сада. Взрослые спокойно относятся к проблеме межнациональных отношений. Возможно, это связано с тем, что сами родители жили и воспитывались в тот период времени, когда государство состояло из национальных республик. Сейчас живут по соседству, общаются и дружат на работе, делятся знаниями в области кулинарии, ведения хозяйства.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам.  Признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов, могут помочь сделать атмосферу нашей жизни спокойной и доброй. Уважать и ценить можно то, что хорошо знаешь.  Первый шаг, как нам кажется, должен включать изучение культуры народов, которые живут рядом с нами, и главное, вовлечение детей в общие полезные дела, интересные как детям, так и взрослым – это один из выходов решения межнациональной напряжённости.

Интересна была работа над проектом «Они прославили Россию», в процессе которой мы постарались  формировать в школьной и сельской среде атмосферу межнационального согласия через знакомство с именами людей, прославивших Россию достижениями в науке, культуре. В созданном буклете были знакомые лица людей самых разных национальностей, вошедших в летопись славных имён России. Они верой и правдой служили Отечеству.  Маленький пример гордости и любви к нашим соотечественникам и к нашей Родине – песня «Журавли». Поэт Расул Газматов, композитор Ян  Френкель, исполнитель Марк Бернес – созвездие талантливых людей разных национальностей.  Буклеты ребята раздавали жителям села.

День мира стал интересным и важным для школьников всех возрастов. В течение дня дети рассуждали, как сохранить мир. Они  вырезали голубей, наклеивали их на голубой шар – воображаемую планету Земля, пели песни о мире, писали письма с пожеланиями  ровесникам из других стран.

Толерантность – это язык добрых дел. Всей школой мы собирали игрушки, школьные принадлежности, писали трогательные письма детям Донецка и Луганска. К нам обратился за помощью Рождественский благотворительный фонд города Тверь. Приятно, что откликнулись и многие родители: купили тетради, альбомы, карандаши, краски, т.е. показали пример сострадания, доброты.

18 марта не забываем о важном событии – дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.

На классных часах школьники знакомятся с традициями и обычаями народов России.  Дети с удовольствием мастерят маленькие масленичные куклы, которыми  можно украсить блины. Побывали  в гостях у бывшего работника цеха стеклянных игрушек.

Старшеклассницы на  общешкольном родительском собрании  провели для родителей мастер-класс «Ёлочка». Родители окунулись в атмосферу творчества, внимания, доброго отношения.

Добросовестно готовились к общешкольному празднику «Узами дружбы связаны мы», где представили национальные песни, танцы, стихи.

Ярким запоминающимся событием стало выступление на районном фестивале талантов «Лесенка успеха» на тему «Культура народов России»:. В программе была лезгинка, туркменский танец, русская народная песня, стихотворение Роберта Рождественского, инсценировка «Как мужик корову продавал», песня о нарисованном мире. Два номера  из данной программы представили  на праздничном мероприятии в День России. В  лагере дневного пребывания прошёл фестиваль дружбы народов.

Нашу многонациональную родину нужно защищать всем вместе. В феврале  в школе был  проведён смотр строя и песни, посвящённый 100-летию со дня рождения Красной Армии. В течение месяца ученики 5 – 11 классов учились маршировать, выполнять элементы строевой подготовки. Строгое жюри оценивало внешний вид, правильность и чёткость выполнения команд, строевой шаг, исполнение речёвки и песни, действия командира. Ребята всех взводов показали слаженность, стремление к победе, ответственность. Испытывали чувство гордости за историю страны, сопричастность к святому долгу защиты Отечества.

Обучающиеся школы приняли участие в районном конкурсе юного писательского таланта «О дружбе народов»,   лингвистическом турнире «Дружба народов в языковом аспекте», районном конкурсе детского рисунка «Культура народов России в детском рисунке».

Уделяем внимание проблеме экстремизма. Дети пришли  к выводу, что экстремизм – это очень страшно, тупик, у него нет будущего. А ведь каждый школьник задумывается о будущем и оно у него обязательно светлое.

На наш взгляд, дети стали более открытыми. Они не стесняются  говорить о своей национальности. Школьники вместе.  Очень важно, чем заполнены их сердца, для того, чтобы солнца хватило для всех.

О.Г.ШЛЕМКО, зам. директора МОУ «Кушалинская СОШ» по воспитательной работе

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *