Солнца хватит на всех!
Наше образовательное учреждение – МОУ «Кушалинская СОШ» – многонационально по составу. В школе обучается 175 человек. Из них: русские – 142 (80,7%), таджики – 17 (9,6 %), узбеки – 4 (2,3 %), чуваши – 3 (1,7%), армяне – 4 (2,3 %), молдаване – 1 (0,5%), корейцы – 1 ( 0,5 %), немцы – 1( 0,5 %), даргинцы – 1 ( 0,5%), татары – 1 (0.5 %). Из этого следует, что одна из главных задач школы – воспитание подрастающего поколения в духе осознания общей исторической судьбы со всеми народами, населяющими Россию и соседние страны, формирование толерантности к людям другой культуры, иных обычаев, образа жизни и вероисповедания.
Ежедневно средства массовой информации преподносят нам примеры нетерпимости, агрессии, эгоизма. Наше село, район не могут быть изолированными, оторванными от этой проблемы. Поэтому мы постоянно ищем новые эффективные формы воспитания детей в духе уважения прав других, непохожих на тебя людей.
Среди обучающихся был проведён опрос на тему межнациональных отношений. Полученные результаты свидетельствуют о том, что большинство школьников выбирают друга не по национальной принадлежности. Одна из причин доброго отношения друг к другу заключается в том, что в течение последних десяти лет дети разных национальностей начинают общение с ясельной группы детского сада. Взрослые спокойно относятся к проблеме межнациональных отношений. Возможно, это связано с тем, что сами родители жили и воспитывались в тот период времени, когда государство состояло из национальных республик. Сейчас живут по соседству, общаются и дружат на работе, делятся знаниями в области кулинарии, ведения хозяйства.
Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов, могут помочь сделать атмосферу нашей жизни спокойной и доброй. Уважать и ценить можно то, что хорошо знаешь. Первый шаг, как нам кажется, должен включать изучение культуры народов, которые живут рядом с нами, и главное, вовлечение детей в общие полезные дела, интересные как детям, так и взрослым – это один из выходов решения межнациональной напряжённости.
Интересна была работа над проектом «Они прославили Россию», в процессе которой мы постарались формировать в школьной и сельской среде атмосферу межнационального согласия через знакомство с именами людей, прославивших Россию достижениями в науке, культуре. В созданном буклете были знакомые лица людей самых разных национальностей, вошедших в летопись славных имён России. Они верой и правдой служили Отечеству. Маленький пример гордости и любви к нашим соотечественникам и к нашей Родине – песня «Журавли». Поэт Расул Газматов, композитор Ян Френкель, исполнитель Марк Бернес – созвездие талантливых людей разных национальностей. Буклеты ребята раздавали жителям села.
День мира стал интересным и важным для школьников всех возрастов. В течение дня дети рассуждали, как сохранить мир. Они вырезали голубей, наклеивали их на голубой шар – воображаемую планету Земля, пели песни о мире, писали письма с пожеланиями ровесникам из других стран.
Толерантность – это язык добрых дел. Всей школой мы собирали игрушки, школьные принадлежности, писали трогательные письма детям Донецка и Луганска. К нам обратился за помощью Рождественский благотворительный фонд города Тверь. Приятно, что откликнулись и многие родители: купили тетради, альбомы, карандаши, краски, т.е. показали пример сострадания, доброты.
18 марта не забываем о важном событии – дне воссоединения Крыма и Севастополя с Россией.
На классных часах школьники знакомятся с традициями и обычаями народов России. Дети с удовольствием мастерят маленькие масленичные куклы, которыми можно украсить блины. Побывали в гостях у бывшего работника цеха стеклянных игрушек.
Старшеклассницы на общешкольном родительском собрании провели для родителей мастер-класс «Ёлочка». Родители окунулись в атмосферу творчества, внимания, доброго отношения.
Добросовестно готовились к общешкольному празднику «Узами дружбы связаны мы», где представили национальные песни, танцы, стихи.
Ярким запоминающимся событием стало выступление на районном фестивале талантов «Лесенка успеха» на тему «Культура народов России»:. В программе была лезгинка, туркменский танец, русская народная песня, стихотворение Роберта Рождественского, инсценировка «Как мужик корову продавал», песня о нарисованном мире. Два номера из данной программы представили на праздничном мероприятии в День России. В лагере дневного пребывания прошёл фестиваль дружбы народов.
Нашу многонациональную родину нужно защищать всем вместе. В феврале в школе был проведён смотр строя и песни, посвящённый 100-летию со дня рождения Красной Армии. В течение месяца ученики 5 – 11 классов учились маршировать, выполнять элементы строевой подготовки. Строгое жюри оценивало внешний вид, правильность и чёткость выполнения команд, строевой шаг, исполнение речёвки и песни, действия командира. Ребята всех взводов показали слаженность, стремление к победе, ответственность. Испытывали чувство гордости за историю страны, сопричастность к святому долгу защиты Отечества.
Обучающиеся школы приняли участие в районном конкурсе юного писательского таланта «О дружбе народов», лингвистическом турнире «Дружба народов в языковом аспекте», районном конкурсе детского рисунка «Культура народов России в детском рисунке».
Уделяем внимание проблеме экстремизма. Дети пришли к выводу, что экстремизм – это очень страшно, тупик, у него нет будущего. А ведь каждый школьник задумывается о будущем и оно у него обязательно светлое.
На наш взгляд, дети стали более открытыми. Они не стесняются говорить о своей национальности. Школьники вместе. Очень важно, чем заполнены их сердца, для того, чтобы солнца хватило для всех.
О.Г.ШЛЕМКО, зам. директора МОУ «Кушалинская СОШ» по воспитательной работе