Готов ли ваш ребенок к школе?

Совсем скоро наступит май, ребята подготовительной группы закончат детский сад и будут готовиться стать первоклассниками.  Конечно, каждый родитель переживает, готов ли его ребенок к школе?

В 2014 году был принят Федеральный Стандарт дошкольного образования, в соответствии с которым выпускник детского сада должен иметь следующие показатели: инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность выбирать  себе род занятий, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим,  обладание чувством собственного достоинства, взаимодействие со сверстниками и взрослыми, проявление в различных видах деятельности воображения, фантазии, творчества, подчинение разным правилам и социальным нормам, проявление творческих способностей. 

Педагоги и психологи выделяют несколько видов готовности ребенка к школе: физическая, речевая и психологическая. Физическая готовность является важным фактором при поступлении ребенка в школу и  играет главную роль в формировании его психики. Это касается, прежде всего, ослабленных, часто болеющих детей и детей с повышенной нервной возбудимостью.

Для безболезненного перехода к школьной жизни ребенок должен иметь соответствующий уровень навыков самообслуживания. Он должен уметь самостоятельно одеваться, завязывать шнурки, аккуратно есть, следить за своим внешним видом и за своими естественными потребностями (например, вовремя пороситься в туалет). У ребенка должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности. Это умение принять задание, его анализ, выбор способов решения, последовательность выполнения и оценка результата выполненного задания, умение преодолевать посильные трудности, навыки самостоятельной работы и его быстрый темп работы, найти и исправить свою ошибку, овладение основными правилами поведения.

Речевая готовность к школе  подразумевает правильное произношение всех звуков родного языка, навыки словообразования и грамматически верного оформления высказываний, умение связно рассказывать и пересказывать. Недостаточное развитие речи у детей обусловливает низкий уровень словесно-логического мышления. Также должен быть развит фонематический слух. Родителям необходимо обратиться к специалистам для коррекции и устранения речевых проблем.

Психологическая готовность включает в себя три компонента: личностная готовность, интеллектуальная и мотивационная. Личностная готовность подразумевает желание ребенка идти в школу, его внутренний положительный настрой к школьному обучению, желание стать учеником. Без этого настроя ребенку будет очень тяжело учиться. Проверить личностную готовность своего ребенка очень просто, достаточно спросить, хочет ли он в школу? Если ответ будет утвердительным, надо уточнить, а зачем? Если ребенок скажет, что хочет получать знания, детский сад для маленьких, то можно смело сказать, что у него сформирована личностная готовность к школе.

Мотивационная готовность – в данном случае это побуждение к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у малыша все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления  в школу.

Интеллектуальная готовность к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

Также у ребенка должна быть развита мелкая и крупная моторика, для этого необходимо рисовать, разукрашивать, лепить. Для того чтобы малышу было легче в школе, необходимо играть с ним в логические игры (шашки, пазлы, домино). Практически весь курс первого класса построен на работе по образцу, поэтому, чтобы ребенку было легче в школе, необходимо использовать игры-конструкторы, где приложены схемы сборки («Собери по образцу»).

В детском саду ведется большая работа по формированию предпосылок к школьному обучению. Ребята знакомятся со счетом, составом числа. Педагоги формируют пространственные представления (верх-низ, право-лево, ориентировка на листе бумаги). Также проводятся занятия по развитию речи на звукобуквенный анализ слов (где стоит звук в словах – начале, середине, конце), знакомство с книжной культурой, ведется большая работа по рисованию, лепке, бумагопластике. Педагоги знакомят ребят с окружающим миром, ведут занятия по физической культуре, как в зале, так и на свежем воздухе. Они учитывают индивидуальные особенности и достижения детей, помогают строить дружбу, развивают доброжелательность по отношению к друг другу. Также педагогами и детьми ведется познавательно-исследовательская, творческая деятельность.

Воспитатели всегда готовы помочь родителям, ответить на вопросы, поддержать, но стоит учитывать что к школе будет готов только тот ребенок, с которым занимаются дома!

А.А.ИВАНОВА, старший воспитатель детского сада №1 п.Рамешки

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *