Урок патриотизма в Киверичах

В один из солнечных погожих дней самого начала яркого, травяного, цветущего лета выпал (ранее намечаемый) случай вновь побывать в селе Киверичи. Вновь задуматься над его таинственным названием: то ли от имени славян кривичей, заселявших эти земли во времена киевской, а позднее московской Руси, то ли от имени первопоселенца по прозвищу «Кивер». По дороге к селу еще подумалось, а не занимались ли его русские поселенцы в какое-то время изготовлением киверов – воинского головного убора?

Вела машину в свое родное село из Рамешек Вера Белова, а рассуждала с ней об этом автор этого сюжета. Мы устремлялись на воскресный праздник в Троицкую церковь села в день памяти благоверного великого князя Димитрия Донского. Заодно хотели и пофотографировать киверичские древности. Их оказалось предостаточно для одного дня: и старинные надгробия кладбища у церкви, и каменные особняки, старинные лавки и амбары на торговой площади села, и руины усадеб дворян Сысоевых, остатки их липово-тополиных парков, каскад на подземном ручье трех полузаросших барских прудов и загадочный огромный камень-валун с рисунками человечков и их жилищ на берегу реки Городни.

Был и праздник в церкви, были и роскошные пироги в доме родителей Веры, была и праздничная трапеза после службы на лужке за столиком возле церкви. С ее холма был чудный вид на Владимировку. За столом велись необыкновенно интересные разговоры о древней истории села Киверичи.

Знаток этих мест Александр Лебедев вновь вернул слушателей ко временам когда в соседстве жили здесь вепские и кривич-племена. Рассказал о их селищах и городищах на берегах рек Городни, Дрезны и Медведицы, о курганных могильниках и подчеркнул, что последних вблизи Киверичей нет. Оно и понятно. Вепсы (и меря) погребали своих покойников после сожжения в неглубоких ямках в земле, прикрывая кости сверху землей без сооружения над ними насыпи. Пришедшие в их земли славяне в 13 – 14 веках уже не были язычниками, как и вепсы, хоронили своих покойников в земле по христианскому обряду без курганных насыпей (вокруг врагов-разорителей-то не было).

Пожилые женщины за столом поведали, как они в детстве после купания в Городне грелись на древнем камне-валуне, на котором разглядывали изображения треугольных домиков с рисунком кружков внутри них и колечками дыма над ними, а также фигуры человечков пониже домиков. Изображения были выбиты в камне на глубину и были интересны тогдашним ребятишкам.

Интересовался камнями с изображениями в 19 веке и Ф.Н.Глинка, посетив Киверичи. Он такие тверские загадочные камни со знаками и рисунками относил к некогда жившему здесь древнему, сильному, рослому, богатырскому северному народу, пришлому для этих земель, как он считал, норманнов. В знаках буквенного характера он признавал руническое письмо. Вспомнились невольно древние руны карел их эпоса «Калевала». Могли, могли предки карел проживать в древности в этих местах. Их с родного севера могло побудить спуститься к югу либо наступавшее на сушу балтийское море, либо сползавшие в долины ледники. Да и камни со знаками были с их северной родины, притащенные на тверскую равнину еще более древними ледниками…. Они (камни) напоминали покинутую ими родину. На них они и «расписывались» как могли. Позднее древние карелы вернулись в свою северную Карелию. Это отмечает знаток карельской истории А.Н.Головкин.

Голова кружилась от такого укоренения в ранних древностях. Потом стали вспоминать поздние времена и в частности местных бежецких помещиков Сысоевых, которые для Киверичей явились благодетелями. Ими был окультурен ландшафт поселения парками, прудами, красивыми особняками. Для населения в земские времена по инициативе Сысоевых был открыт врачебный пункт с больницей, построено двухэтажное здание земской школы, при ней открыта библиотека на 10 000 томов книг, рамесленное отделение для школы (слесарное, столярное дело, механизация). Сысоевы спасли и вывезли в Москву местную монастырскую святыню (гроб с мощами). Монастырь был неподалеку от Киверичей.

Вспомнили за чаем и местных зажиточных крестьян: Ермолая Митрофанова, занимавшегося льном в Киверичах и Ченцах; Степана Константинова, сдававшего землю в аренду, устроившему хлебопекарню; братьев Степановых, построивших большие каменные дома в селе; И.Трифанова, разбившего в селе фруктовый сад, державшего конеферму и почтовых лошадей; Якова Сергеева, совместно с Андреем и Сергеем Константиновым расширившим Троицкий храм. Ими же были благоустроены его кладбище и территория у церкви. Особенно большой вклад в церковное строительство был привнесен Яковом Сергеевым, владевшим кирпичным заводом.

Именно упомянутые люди заложили основы благополучия и развития жизни села, которое после революции в советское время использовалось в новых условиях социальной жизни уже советской властью. Правда, благодетели все пострадали от национализации и раскулачивания вплоть до лишения жизни.

Обо всем этом рассказывает в своей книге А.Е.Серов «Рамешковский район. Населенные пункты». Этот человек свершил своей книгой подвиг, собрав огромный летописный материал ценой своего здоровья уже в пожилые свои годы. Его с полным правом, как и всех вышеупомянутых, можно считать для Киверичей благодетелем. Благодаря ему мы знаем ныне имена замечательных людей киверичской округи: ученых, врачей, учителей, художников, строителей, участников и героев отечественных войн.

Из труда А.Е.Серова становится понятным как возникло, развивалось, росло, благоустраивалось его людьми большое село о 20 улицах на берегу Городни.

Из краткой этой памятки видно, как любили свое село, а с ним и всю Россию, его уроженцы и жители, какими они были патриотами не на словах, а на деле, как остались ими и по сей день. Среди них особенно хочется отметить Александра Лебедева, Владимира Бирюкова, всех богомольцев Киверичей, которые своим личным трудом и средствами пекутся о сохранении Троицкого храма, а стало быть и о местном благочестии его жителей.

Вот такой урок патриотизма состоялся у стен Троицкого храма 1 июня 2013 года. А инициатором его и вдохновителем был нынешний его священник о.Серафим Бояринцев.

В данном случае, вослед своим боярским предкам, он ведет прихожан села как боярин в духовной сфере, объединяя людей благодарной памятью и уважением к предкам, в назидание потомкам.

Т.КРЕМЕНЕЦКАЯ.

Фото В.Беловой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *