Учителем нужно родиться

Сегодня мы расскажем о жизни учителя, о его ежедневном кропотливом труде. Он начинается с того дня, когда выпускник педагогического института приносит свой диплом директору школы. На пути педагога бывает все, нет лишь спокойствия и тишины. Есть еще одна особенность этой профессии – хороший учитель идет в ногу со временем, поэтому всегда остается молодым, как  учитель русского языка и литературы, завуч Рамешковской школы Н.А. Бобровой.

Наташа родилась в мае, когда просыпается вся природа, а люди строят планы и мечтают о будущем. Семья Бычковых жила в Казахстане, в совхозе «Искра». Два дедушки нашей героини приехали в эти края поднимать целину, а потом здесь и задержались. Родители Наташи родились и выросли на земле степей, когда совхоз процветал, скажем больше – был миллионером. Выращивали пшеницу, кукурузу, держали крупный рогатый скот. Чтобы за всем ухаживать, нужны были рабочие руки, поэтому центральная усадьба разрасталась. Люди разных национальностей находили и работу, и постоянное место жительства. В то время никто не спрашивал ни национальность, ни место рождения. Русские, украинцы, немцы, татары жили вместе и дружно, рожали детей и мечтали о светлом будущем. Впрочем, в восьмидесятые годы до него, казалось, рукой подать. Взрослые были уверены в этом.

Наташин папа, Анатолий Петрович, преподавал мальчишкам и девчонкам физкультуру, он очень любил выбранную профессию. Наверное, его гены передались и дочери. Учителем надо родиться! А потом лишь понять это и сделать правильный выбор. Дочь могла пойти и по стопам мамы, Галины Владимировны, жизнь которой была связана с медициной. Профессия операционной медсестры требует собранности, четкости в действиях, умения организовать свой труд, внимательности и любви к людям. Два примера самоотверженности, строго отношения прежде всего к себе и терпения к окружающим всегда были перед глазами Наташи и ее брата Дмитрия.

Для Натальи, человека душевного, вдумчивого и романтичного, выбор определился сам собой, она поняла: ее место рядом с детьми, быть ей учителем. Первые педагогические навыки  девочка получила в детстве, когда опекала младшего брата, вместе они проводили много времени. Прошло много лет, но до сих пор младшие Бычковы дружны и заботятся друг о друге. Теперь у них свои семьи, дети, но родство душ осталось на все времена. Дмитрий – десантник, военный, служит далеко, но какие счастливые бывают их встречи!

Итак, выбор будущей профессии был сделан, оставалось идти за мечтой, воплощать ее в жизнь. На пути встала первая трудность: на дворе стояли девяностые, республика Казахстан стала суверенным государством, для русских там места не оставалось. Тогда было принято решение: Наталья будет заканчивать школу в России, к тому времени бабушка и дедушка вернулись на Брянщину. Здесь она закончила школу и поступила в Брянский государственный педагогический институт.

Пять лет пролетели незаметно, студенческие годы всегда остаются в памяти как самые светлые и радостные. У Натальи они совпали с первой любовью. С будущем мужем Александром она познакомилась, когда он бравым солдатом пришел в отпуск. Потом были письма, годы ожидания с его стороны, пока невеста получала высшее образование. А в 1995 году Наталья Анатольевна получила не только диплом педагога, но и свидетельство о браке. Сменила свою девичью фамилию и стала Бобровой.

Для счастливой жизни было почти все, кроме работы. В Брянской области педагогов достаточно, коллективы молодые, место найти трудно. И для мужа ничего не было подходящего. Молодая семья отправилась в столицу. Настя родилась в Москве. Бобровы стали думать, где же им обосноваться, понимая, что снимать квартиру всю жизнь – не выход. Место выбирали долго. Побывали у родных в Краснодарском крае, там им показалось слишком жарко, поэтому решили остановиться на средней полосе России. Очередная поездка состоялась в Рамешковский район, к родственникам мужа. Случай определил дальнейшую судьбу. Александр зашел в школу, чтобы узнать, не нужны ли преподаватели? Оказалось, есть место.

С 1 сентября 2002 года Н.А. Боброва стала преподавать русский язык и литературу в двух восьмых классах и одном пятом. По воспоминаниям педагога, в коллективе ее приняли хорошо. Старшие коллеги Т. П. Суслова, Г.И. Овчинникова, М.А. Травина и Н.И. Белякова оказывали ей помощь и поддерживали в трудных ситуациях.

Путь от неопытного педагога до мастера долог и тернист. Но молодой специалист старался, внимательно слушал советы старших товарищей, вникал во все тонкости и нюансы в деле педагогики, что совсем скоро ему предложили заведовать учебной частью школы.

Спустя шестнадцать лет в трудовой книжке Н.А. Бобровой есть несколько записей: педагог, завуч Рамешковской школы, заведующий районным отделом образования и снова – педагог и завуч. Даже когда Наталья Анатольевна возглавляла большой коллектив педагогов нашего района, она ни на день не оставляла уроки. По ее признанию, для нее урок – это особенное время, когда забываются все житейские проблемы, неурядицы уходят в сторону. Есть необычное трио: учитель, ученик и особый мир открытий. На уроках русского языка ребята познают особенности родной речи, правописание, синтаксис и пунктуацию. Грамотный человек востребован во все времена в любой профессии. Школьники вместе с педагогом на уроках литературы шаг за шагом открывают для себя искусство и литературу, которые вечны. Пусть у всех разные способности в учении, не все становятся отличниками, не это важно. Главное – научить каждого видеть прекрасное и тянуться к нему всей душой. Образованный человек не сможет в дальнейшей жизни ломать, кружить и убивать красоту.

Наталья Анатольевна любит живопись. Она в сочетании с литературой обогащает подростков духовно. Н.А. Боброва так говорит: «Живопись – это поэзия, которую можно видеть».

Влюбленная в свое дело, она и ребят мотивирует на изучение своих предметов. Результаты не заставляют себя ждать. В прошлом учебном году выпускники Натальи Анатольевны успешно сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе. Золотая медалистка, Арина Белова, по русскому языку получила 100 баллов. Анализируя такой высокий результат, педагог подчеркивает, что Арина умела слушать, слышать и выполняла все требования учителя. Этот пример доказывает, что без репетиторов, в рамках школьной программы можно подготовиться и успешно сдать экзамены. Нужно быть трудолюбивым и целеустремленным.

Конечно, способных детей много. Несколько раз Наталья Анатольевна со своими учениками выезжала на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников, участвовала в разных конференциях и семинарах. И ребята, и сам учитель выступают достойно.

За эти годы у педагога появился свой секрет: если есть в классе хоть один человек, кому интересно то, что рассказывает учитель, значит нельзя опускать руки и надо рассказывать так, чтобы поддерживать этот огонек в глазах ребенка. А потом заинтересуются второй, третий…

Усталая, но счастливая возвращается Наталья Анатольевна домой. Здесь ее ждут муж и две дочери. Настя выросла, она уже выпускница, а Маша ходит во второй класс. Кто знает, может, кто-то из них и выберет дело дедушки и мамы, продолжит династию педагогов? Поживем – увидим.

Завтра Наталья Анатольевна снова войдет в класс и все повториться сначала.  «Учителем надо родиться, чтобы жить на земле для детей», – эти строки поэта полностью относятся к Н.А. Бобровой.

Н.СУСЛОВА

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *