Белорусский поход рамешковских казаков

Верой и Памятью сильно Отечество!

Сентябрьское солнце мягким желтым светом покрыло ухоженные поля Белоруссии. Осень золотом осыпала леса. Стоя на крутом склоне, у края речного залива поросшего осокой и заполоненного  кувшинками,  даже странно подумать, что по этой земле с тупой периодичностью шли вражеские орды. И цель всегда была одна – забрать будущее у покоряемых народов. И с такой же цикличностью и безнадежностью возвращались они восвояси, зализывая раны и тая безысходную злобу. К сожалению, история не может ограничить такое безумие, и потому ее спираль возвращает генетику войн будущим правителям.

В 2015 году в планах Рамешковского казачьего хутора было знакомство с казаками Белоруссии: с их деятельностью и нюансами взаимодействия с государственной властью. И вот очередной поход состоялся. Первая встреча прошла в г.Минске с руководителем военно-патриотического клуба «Казачий Спас» Петром Шапко. В дискуссии поднимались острые темы, в том числе об объединении молодежи на основе духовных и патриотических чувств к Отечеству, навыках собственной защиты, поддержании физического здоровья и развитии творческого потенциала.

Проводимые ими традиционные тематические летние лагеря уже не первый раз собирают молодежь в различных частях Белоруссии. Они поддерживаются православной церковью и государством. Во время пребывания на сборах ребята знакомятся с военной техникой и историей, изучают оружие, встречаются с военными, отрабатывают навыки рукопашного боя. Руководители «Казачьего Спаса» разрабатывают методическую литературу по медицине и военно-прикладным наукам для внедрения в работу применительно к подросткам. Проводят ежегодные марш-броски, до двух дней идут маршрутными картами,  преодолевая не только природные препятствия, но и заранее заготовленные для них ситуативные случаи. В итоге ознакомительных встреч принято решение о ежегодном совместном проведении подобных мероприятий с выездом групп от представителей обеих сторон. И кстати, рамешковские казаки не ограничиваются сольным участием. Поэтому на Совете атаманов ТОкКО принято решение о вхождение в эту группу представителей всех казачьих структур Тверской области.

Еще одна встреча прошла 12 сентября с казаками нескольких районов, входящих в состав РОО «Белорусское казачество», в местах ожесточенного боевого противостояния времен Первой мировой войны.

Минская область, Вилейский район, д.Ручица. Раннее утро. Перед Успенской церковью выстроились в ряд казаки Минского, Поставского, Могилевского и Рамешковского казачьих обществ. Этот день останется в памяти у всех присутствующих на долгие годы. Здесь по инициативе атамана Минской области казачьего полковника Г.Н. Жуменка. и подъесаула А.Ю. Ефимова, а также народного художника Белоруссии  Б.Б.Цитовича из небытия восстановлены имена Сибирских казаков, безымянных героев Отечества.

В этот день открылись новые страницы истории, ранее позабытые и затерянные  в глубинах сухих отчетов, доносов и прочего. И пока существует общественное неравнодушие  людей, болеющих за историческую память, а значит и будущее этой земли, ничто не предастся забвению. Здесь, на храмовой территории находилась неизвестная могила с плитой, истертой временем. И лишь выбитое на камне слово «казакам» улавливало принадлежность погребенных к сословию. По правилам в таких местах хоронят  только священников, а в то время и офицеров. Исключение делалось для солдат  – героев и мучеников. После долгих активных поисков были найдены достоверные факты о героической гибели двух сибирских казаков и принято решение увековечить их подвиг, возвратив из небытия имена.

Сентябрь далекого 1915 года стал свидетелем мученического солдатского подвига во имя Отечества. Нынешний сентябрь, ровно через 100 лет, – стал их возвращением. Настоятель Минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»   протоиерей о. Игорь (Коростелев) отслужил литию о погибших защитниках Отечества.

Затем был освящен  новый памятник сибирским казакам уже сотню лет покоившимся в этой земле : Никите Яковлевичу Спиглазову и Николаю Моисеевичу Бедрину.

Подъесаул  А.Ю.Ефимов рассказал казакам и всем собравшимся хронологию архивных поисков и восстановленную историю их гибели.

6 сентября 1915 года (по старому стилю) в разведку  к деревне Ручица, где был расположен германский штаб, были посланы казаки 6-й роты 9-го Сибирского казачьего полка Н.Спиглазов и Н.Бедрин. В том, что именно там располагался штаб,  нет ни чего необычного, так как здесь находилось имение Ганута, ранее принадлежащее князьям Огинским. Поэтому здесь и разместились со всеми удобствами немецкие офицеры в окружении своей воинской части.

Казачий разъезд проник в расположение противника, но был обнаружен. Отрядом из 12 германских кавалеристов преследования  казаков выдавили в поле и открыли шквальный огонь. Раненый в голову Спиглазов упал с коня. Заметив, что товарищ ранен, Бедрин спешился и стал оказывать ему помощь. В этот момент их окружили и взяли в плен. Надо сказать, что в Первую мировую войну немцы казаков в плен не брали, расстреливали на месте. Таков был страх перед этими воинами.

Выписка из отчета следственной комиссии А.Н.Кривцова

«10 февраля 1916 года.

Их привезли в один из домов  в деревне Ручица, где пытали и увечили, но безрезультатно. К 11 часам вечера явился посыльный  и передал пакет офицеру. По прочтении послания он приказал десятку солдат одеться, взять оружие и выйти во двор. Сам же прихватил с собой нож. Казаков отвели за баню. Там двое немцев схватили Бедрина за горло, а третий ножом начал отрезать ему губы, нос, язык и сдирать с лица кожу. Затем, облив тела керосином, их подожгли, а в довершие ко всему расстреляли.»

Так по крупицам удалось восстановить трагические события тех дней и вернуть из небытия имена двух сибирских казаков-мучеников

Первая мировая! Жестокая и кровавая, она стала «забытой» войной. И оказалось, что не только война, но и солдаты были забыты.
На окраине деревни Забродье стараниями народного художника Белоруссии Бориса Цитовича  в память о солдатах, погибших в Первую мировую и Великую Отечественную, возведены деревянный храм и колокольня, названные в честь князей Бориса и Глеба. В приделе часовни разместился мини-музей Первой мировой войны.

Все экспонаты здесь подлинные: покрытый ржавчиной штык от винтовки, ботинки убитого солдата, нож, полковые документы, обмундирование, чудом сохранившиеся фотографии полковых священников и солдат, противогаз и многое другое. Эти артефакты напоминают о чьей-то оборванной судьбе, жизни, ратных буднях солдат, познавших весь ужас военного лихолетья и проявивших настоящий героизм.

— Сейчас в Министерстве культуры рассматривается возможность придания музею статуса национального. «А вообще-то сама деревня Забродье — свидетель боев 1914—1916 годов, — рассказывает Борис Борисович. — Есть несколько домов, построенных в то время и сохранившихся до наших дней. Также сохранилось много предметов быта столетней давности. Пятеро жителей деревни воевали в годы Первой мировой в царской армии, местные женщины работали в госпитале санитарками и медсестрами, деревня принимала солдат на постой. Один из жителей Иван Федорович Шупляк – даже служил в охране Могилевской ставки царя Николая II. Очень сожалею, что толком не поговорил, не записал для потомков воспоминания двух дедов-односельчан, вернувшихся с Первой мировой и живших по соседству» .

То, что Первая мировая война и ее участники — живые и павшие в боях за Отечество офицеры и солдаты царской русской армии после 1917 года оказались незаслуженно забыты, Борис Борисович считает большой несправедливостью и грехом.
Поэтому в меру своих сил и возможностей 65-летний белорусский художник Борис Цитович спешит вернуть нынешнему и грядущим поколениям хоть частичку этого святого долга в виде ухоженных могил, памятников, собственноручно создаваемых вместе с единомышленниками на местах воинских захоронений.

В сопровождении казачьей свиты Борис Борисович провез нас по местам, где захоронены воины Русской императорской армии.

Близ Русского Села, которое всего в 5 километрах от Забродья, – мемориал на месте кладбища 20-го ар­мейского корпуса 2-й русской армии».

Вечная память и Царство небесное всем воинам, погибшим за своё Отечество.

В статье использованы материалы РОО «Белорусское казачество».

 

Атаман Рамешковского казачьего общества

Есаул Сергей Корсаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *