Маленький герой великого подвига

 

Петровы живут в деревне Заручье сельского поселения Заклинье. Супруги  ведут размеренный образ жизни. Десять лет назад они оставили столицу и переехали в наш район. Мы познакомились с ними поближе, а хозяина, Льва Константиновича, попросили рассказать о детстве, которое выпало на годы Великой Отечественной войны, он – житель блокадного Ленинграда.

 

 

День начала войны Лев Константинович запомнил хорошо. В воскресный  день 22 июня в ставни  окон (тогда их на ночь закрывали) громко стучал сосед и кричал, что началась война. Они жили в пригороде Ленинграда, городе Колпино. По счастливой случайности, потом смогли перебраться в Ленинград.

Дальше он многого не помнит. Может, сознание специально блокирует память и не дает возвращаться тяжелым воспоминаниям. Каждый раз вольно или  невольно при словах «война», «блокада» он переносится туда, в детские годы, и картинки встают перед глазами.

Маму он помнит смутно, потому что она рассталась с семьей, когда Лев был совсем маленьким. Но мальчик всегда знал, что женщина была статная и красивая. Мария Фоминична Некраш имела хорошую родословную и  отличное образование. Его отец, Константин Михайлович, влюбился в будущею жену сразу, хотя  она и была его старше. У Петровых родились два сына: Юрий и Лев. После того, как мать пропала, заботу о детях взяла на себя сестра брата. Именно с ней маленький Лев появился в Питере, а потом прорывался через блокаду.

Эвакуировали их не сразу, они пережили первую зиму в Ленинграде. А как известно, она была тяжелая: систематические обстрелы начались в сентябре, а зимние месяцы стояли очень морозные. Закончилось топливо, замерзли трубы. Город остался без света и питьевой воды. Лев Константинович вспоминает, что за водой ходили на один из притоков Невы, а дровишки для печки-буржуйки добывали в разбомбленных домах. В эту зиму Петровы потеряли Константина Михайловича и Юру.

У тети, Марии Михайловны, было  медицинское образование, она имела опыт гражданской войны. Тогда тоже часто умирали от голода. Она знала, что после того, как человек долго не принимал пищу, сразу много кушать нельзя. Надо есть совсем по чуть-чуть, чтобы желудок начал работать. Эти знания спасли Льва, когда они благополучно добрались до Ладожского озера и им выдали по тарелке каши. Мария Михайловна не разрешила все съесть сразу и строго за этим следила. К сожалению, многие люди смогли добраться до дороги жизни, но здесь их поджидала смерть от еды. Последствия блокады «шли» за ними еще больше месяца: в поезде то один, то другой человек умирали от «заворота» кишок.

Про бомбежки наш герой говорит так: «Было страшно первый раз, а потом – ничего, привыкли. Однажды снаряд прошел через нашу  комнату, но никого не задел. Когда мы  добирались до Ладоги на прогулочном пароходике, «мессеры» шли  низко и пытались расстрелять людей».

Потом был долгий путь до города Перми. Их состав чаще стоял, чем двигался: пропускал военные поезда на фронт, а оттуда шли эшелоны с ранеными. Путешествие продлилось больше месяца.

Город понравился ленинградцу. Но больше всего ему запомнилось, что он посещал оперу и  театр. Иногда Лев ходил на них по несколько раз. Артисты не прекращали работать в эвакуации. Так Лев Константинович приобщался к искусству. А потом пробовал себя в спорте. У города Перми есть гора Висим, ее склоны круты и высоки. Небольшой Лев вставал на лыжи, отталкивался и мчался во весь дух. Здесь главное было сохранить равновесие, удержаться на ногах. Характер такие спуски тренировали отлично.

Мальчишки и в войну оставались непоседами и выдумщиками. Свои способности проявляли там, где взрослому и в голову не придет. Так, однажды, Лев с другом собрали тарантайку из подручных материалов, затащили ее в гору, сели и начали спуск. До сих пор он не поймет: как они остались живы. Скорость была слишком большая, а тормозов у «чудо-машины» не было.

До сих пор Л.К. Петров помнит сказочную красоту горного озера и уральской природы. В Перми они жили до тех пор, пока не получили разрешения возвращаться обратно в Ленинград.

После окончания семи классов  Лев поступил в техникум и получил специальность техника-электрика по радиооборудованию. Как только  студентам выдали дипломы, их сразу отправили в Москву, в технический  институт имени Баумана. За молодых людей все решила власть, с ними она не советовалась. Партия сказала: требуются квалифицированные радиоинженеры, комсомол ответил: есть!

Так началась московская жизнь нашего героя. После получения высшего образования его распределили в Институт радиолокации. Там и трудился Лев Константинович.

Со своей второй женой, Натальей Владимировной, они познакомились в 1970 году. С тех пор  вместе. В столице они прожили большую половину своей жизни. А когда вышли на заслуженный отдых, приобрели домик в тихой деревне. Перебрались сюда и уже здесь обосновались. Дети и внуки их навещают. А Петровым нравится свежий воздух, размеренный ритм жизни, тишина и спокойствие. Такого в столице точно нет.

Война все дальше и дальше уходит в прошлое. Совсем мало остается участников войны и ее свидетелей. Но тем ценнее каждый факт и воспоминание о тех страшных днях. Выстояли и выжили ленинградцы в страшные дни блокады. Погибли тысячи людей, но город не сдался врагу. Маленький Лева – один из героев той поры и великого подвига.

Н.СУСЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *