Газета в 30-е годы ( к 85-летию газеты)

(Продолжение. Начало в № 28 от 24 июля 2015 г.)

Политические и экономические вопросы были хотя и главными, но не единственными в газете Рамешковского района в 30-е годы.

На втором месте по значимости стояли темы образования и воспитания подрастающего поколения.

Периодически «Колхозная стройка» разворачивала мощные кампании с целью устранения пробелов в образовании. Серьезной проблемой, о которой в 30-е годы районная газета не могла молчать, была низкая грамотность сельских жителей, о чем свидетельствуют такие заголовки: «Неудовлетворительные итоги» («Колхозная стройка № 31 1934 г.), «Полнее вскрыть все недостатки» («Колхозная стройка № 3 1935 г.), «Покончить с самотеком в ликвидации неграмотности на селе» («Колхозная стройка» № 13 1937 г.) и др. Газетные материалы адресовались педагогам, родителям школьников и самим школьникам. В них разъяснялась важность знаний, хорошей учебы, воспитания молодежи для дальнейшего развития района.

Газета живо реагировала на изменения, происходившие в школах, хвалила за успехи, критиковала, когда в добрые школьные начинания проникали лень и равнодушие. На страницах «Колхозной стройки» широко практиковались беседы с родителями, например: «Режим школьника» (№ 10, 1934 г.), Дошкольное воспитание (3 23 1935 г.). Специалисты, как правило, опытные педагоги, давали практические советы по воспитанию детей.

Достойное внимание районка уделяла и таким вопросам, как организация быта, культурного роста и досуга сельских жителей.

Так, распространенной формой отдыха в 30-е годы было прослушивание музыкальных произведений в клубе. Например, третий январский номер «Колхозной стройки» за 1934 г. предлагал всем желающим послушать музыкальную программу. «На днях патефон будет пущен с хорошим набором пластин (песни в исполнении хора имени Пятницкого)».

В райцентре крутили кино. Посещение кинозала для многих сельчан того времени было любимым местом отдыха. Какие фильмы предлагались вниманию жителей поселка? Киносеанс по роману Шолохова «Тихий Дон», художественные фильмы «Ошибка инженера Кочина», «Дурсун», «Великий гражданин» и др. Газета информировала жителей района о том, какой фильм и когда будет показан в кинозале. Эти информации выглядели как самые обычные объявления и никак не попадали под разряд рекламы.

Особое место в газете 30-х годов занимали публикации отрывков из произведений известных мастеров слова. В газете «Колхозная стройка» № 6 за 1933 г. читаем отрывок из очерка М.Горького «Девятое января», а рядом – стихотворение А.Кирсанова «Сегодня – Ленин» – ода вождю революции, идеология в стихах. Можно назвать также цикл «Ленин и Сталин в народном творчестве: произведения народных певцов и сказителей». Вот, например, строки из стихотворения И.А.Рослова «Ленин»:

Ленин жив, и только в сон,

В глубокий сон он погружен.

Ведет страну его рука:

Он руководство возложил

На верного ученика,

Страну нам Сталин возродил.

А вот отрывок из сказа «На большой на Красной площади», его автор – аж печорская (!) сказительница М.Р.Голубкова:

Дорогой наш вождь – Владимир Ильич…

Он не сном ведь спит, а лежит замертво,

Не живой лежит, а веселешенек:

Верно, знает он, как дела идут

По родной земле – нашей родине.

«Колхозная стройка» уже в первые годы издания пытались позиционировать себя как газета для семейного чтения. Возможно, это у нее получалось не всегда, зато позволило приобрести опыт, что отразилось в будущем. Но так или иначе, а свою идею быть интересной для широкого круга читателей районная газета воплощала разными способами. Уже в конце 1932 г. была сверстана первая тематическая страничка, получившая название «Страница юных читателей». С такой страничкой Рамешковская газета выходила до начала войны. Жанровое разнообразие этой полосы приятно удивляет: стихи, детская проза, новости для подростков, что-нибудь из истории и загадки. Это внимание редакции к подрастающему поколению ценили и учителя, и родители. Правда, в 30-е годы на этой странице доминировали публикации произведений известных мастеров слова. Местные материалы были редкими и в основном посвящались спортивным или культурным мероприятиям, литературным вечерам, смотрам художественной самодеятельности. В качестве авторов материалов выступали и дети. Например, старшеклассники через газету информировали общественность об итогах спортивно-оздоровительных мероприятий, конкурсов. Ребята помладше писали о том, как им понравилась, скажем, выставка «Юный натуралист» в начальной школе, давали обещание хорошо учиться. Эти публикации отличает простой язык, в каждом слове чувствуется детская непосредственность.

Постепенную эволюцию претерпевала обработка местных материалов: ляпов, недосмотров и откровенной безграмотности во второй половине 30-х годов становится меньше по сравнению с первыми «урожайными» на ошибки годами.

В 30-е годы «Колхозная стройка» два раза меняла стиль своего названия. Первый логотип был комбинированный, он включал графику и иллюстрацию. С точки зрения эстетики, полноценности и некой внутренней концептуальности он смотрелся замечательно. Но в 1936 г. изменяется дизайн логотипа. На мой взгляд, газета многое потеряла, отказавшись от прежнего.

Наряду с фотографиями разного качества широко использовались иллюстрации: любительский рисунок, профессиональная карикатура.

Для особой наглядности в заголовках употреблялись разные шрифты. Своеобразной привилегией в этом отношении пользовались «Страничка юных читателей», «Страница воскресного дня», материалы под рубрикой «Всемирный телеграф».

В качестве оформления широко применялись рамки. В «Колхозной стройке» 1934 г. № 5 опубликованы «красная» и «черная» доски района. «Черная доска района» – о колхозах, «преступно отстающих в подготовке к весеннему севу», «Красная доска» – о колхозах, закончивших своевременно подготовку к весне. Эффект такой информации усиливается благодаря размещению двух противоположных по смыслу тексов по принципу контраста – причем не только в смысловом отношении, но и в плане дизайна. «Красная доска – это доска почета – ей соответствует выразительный шрифт заголовка,  большая двойная рамка, в которую заключен текст. «Черная доска», напротив, выполнена в минорном стиле: черный жирный шрифт и обрамления текста рождают неприязненные чувства. И даже сегодня это выглядит эффектно.

А.БАБАНИН

(Продолжение следует)

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *